«Росатом» на фоне запуска собственного завода откажется от закупок лопастей ВЭС в Индии
Как стало известно накануне, «Росатом» вложит более 2 млрд рублей в производство лопастей для собственных ветроэлектростанций (ВЭС). Завод разместят в Ульяновске на территории бывшего предприятия датской Vestas, ушедшей из РФ. «Росатом» запустит завод в 2025 году и полностью откажется от лопастей GE, которая давала «серьёзно низкие цены», пишет «Коммерсант» 29 марта. Лопасти «Росатома» захотят покупать и другие компании, полагают аналитики, но предупреждают о необходимости замещения дорогих импортных компонентов, что отразится на себестоимости российских лопастей.
«Росатом» начнёт производить лопасти для ВЭС в Ульяновской области, заявил 28 марта глава госкорпорации Алексей Лихачёв на форуме «Композиты без границ». Предприятие будет удовлетворять весь спрос в РФ и активно пойдёт на экспорт, сказал он. Производство разместят на территории АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК), где лопасти выпускала ушедшая из РФ датская Vestas. В октябре стало известно, что европейская компания разорвала СПИК и закрыла завод.
Завод «Росатома» начнёт серийное производство в 2025 году. Объём инвестиций может превысить 2 млрд рублей без бюджетных субсидий, пояснил журналистам глава «Юматекса» (композитный дивизион «Росатома») Александр Тюнин. Предприятие будет ежегодно выпускать по 360–380 лопастей для собственных проектов ВЭС (строит «НоваВинд» – дивизион «Росатома»). Общий портфель «НоваВинда» – 1,7 ГВт ВЭС до 2027 года, из которых 780 МВт уже построены; в этом году планируется запуск 255 МВт, сообщили в компании.
«Росатом» давно думал о запуске производства лопастей, но решил заняться локализацией ветрогенератора голландской Lagerwey (принадлежит немецкой Enercon) на «Атоммаше» (производство 300 МВт в год). «НоваВинд» покупал лопасти у индийской компании LM (принадлежит американской GE). Г-н Тюнин сказал, что «Юматекс» разработал собственную лопасть длинной 51 метр более двух лет назад, но проект не запускали, в частности, из-за «очень льготных условий» индийского поставщика-гиганта, который дал «серьёзно низкие цены». Бывший глава «НоваВинда» Александр Корчагин в 2021 году говорил, что у лопастей низкий экспортный потенциал: около 70% мировых потребностей закрывает Азия.
Старт проекта по локализации лопастей – «необходимое условие долгосрочной стабилизации цепочек поставок всех ключевых узлов», утверждают в «НоваВинде». Там подчёркивают, что углубленная локализация перестала быть условием для вхождения в программу поддержки ВИЭ, теперь она необходима для обеспечения стабильности бизнеса: «в таком контексте считаем приемлемым повысить уровень локализации до 120 баллов (сейчас – 87–102 балла)».
«С учётом подготовленности площадки в Ульяновске, инвестиций в объёме около 2 млрд рублей должно быть более чем достаточно», – говорит соучредитель НПО B&B Industries Кимал Юсупов. По его мнению, основной объём инвестиций потребуется вложить в оборудование – в первую очередь в молды (формы для производства лопасти). Если к «Росатому» обратятся сторонние заказчики с другим типом ВЭУ, то понадобится другой молд и иная технология. Оснастку можно приобрести в дружественных странах либо изготовить по чертежам вендора, говорит он. Для производства лопастей требуются дорогостоящие импортные компоненты (например, пултрузия и смолы), в условиях введённых ограничений глубину локализации необходимо будет увеличить и компонентную базу производить в РФ, что может привести к увеличению себестоимости, говорит г-н Юсупов.
Если завод «Росатома» будет единственным в РФ, то к ним выстроится очередь, считает гендиректор «Акта консалт» Анатолий Копылов: «Лопасти будут нужны всем: и для нового строительства ВЭС, и для ремонта уже действующих станций на иностранном оборудовании». При этом у Vestas в РФ осталось оборудование, которое, вероятно, может быть полезным для «Росатома» при запуске предприятия, продолжает г-н Копылов. «Вестас рус» (под контролем Vestas) подала заявление в суд на банкротство, партнёры обращаются в арбитраж за компенсацией. Иски (в частности из-за разрыва СПИК) подаются и против «Вестас мэньюфэкчуринг рус» (также подконтрольно Vestas), а значит, вскоре может пройти процедура продажи их активов. Но за оборудование Vestas, очевидно, придётся побороться, предупреждает эксперт.