«Рэнера» купила долю в разработчике электромобилей «Кама» за ₽6,2 млрд
Дочерняя компания «Росатома» «Рэнера» инвестировала 6,2 млрд рублей в АО «Кама» –разработчика электромобиля «Атом». Как пишет «Коммерсант» 24 июля, в результате доля «Рэнеры» могла составить около 23%. Аналитики расходятся во мнении относительно реальной стоимости проекта «Кама», называя его довольно рискованным.
«Рэнера» приобрело долю в АО «Кама» почти за 6,2 млрд рублей, следует из отчётности компании за 2022 год. Куплено более 20% акций, так как «Кама» после сделки получила статус «зависимого общества», при этом в «Росатома» сообщили, что приобретено меньше блокпакета. В октябре телеканал RTVi, ссылаясь на презентацию для инвесторов, сообщал, что «Кама» намерена привлечь $150 млн «для создания функциональных прототипов и развития серийного производства электромобилей» от пула инвесторов, продав 37,5%. Исходя из этой оценки, вся компания оценивалась в $400 млн, а доля «Рэнеры» может составить 23%, подсчитал Ъ. Один из потенциальных инвесторов осенью говорил RTVi, что с «Росатомом» у стартапа достигнуты «железные договорённости» об инвестициях. 62,5% должны были остаться у «Камаза» и других инвесторов и сооснователей, среди которых Сергей Когогин и Рубент Варданян.
Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на осеннюю презентацию для инвесторов, прогнозная капитализация «Камы» к 2030 году должна составить $5–50 млрд c медианным значением $18,2 млрд (при продажах в РФ и на экспорт в 267 тыс. машин в 2030 году). Серийную сборку электромобилей «Атом» при поддержке техпартнёра («Камаза») планируется начать в 2025 году, последней площадкой назывался завод «Москвич». Согласно презентации, после вхождения новых инвесторов у основателей (г-д Когогина Варданяна) и «Камаза» должно остаться по 31,3%.
В «Росатоме» назвали сделку «относительно небольшой инвестицией в перспективный проект», отметив, что верят «в этот актив и в будущее российского рынка электротранспорта». В ГК уточнили, что не планируют становится производителем электромобилей, но рассчитывают на синергетический эффект для ряда бизнесов госкорпорации, связанных с производством комплектующих для электротранспорта. Сейчас предприятия атомной отрасли способны производить уже около 60% всех компонентов электромобиля, отметили в «Росатоме».
«Предприятия атомной отрасли уже сейчас способны производить около 60% всех компонентов электромобиля, включая аккумуляторные батареи, электродвигатели и магниты из редкоземельных сплавов, микроэлементную базу, полимерные и композитные материалы»,— пояснили в компании.
Ключевым элементом проекта «Кама» может стать аккумуляторная фабрика (объём ежегодного производства на первом этапе 4 ГВт•ч (примерно 50 тыс. электромобилей) с возможностью расширения до 14 ГВт•ч), которую «Рэнера» намерена запустить осенью 2025 года на площадке непостроенной Балтийской АЭС. В июне Минпромторг одобрил заявку «Рэнеры» на заключение специнвестконтракта (СПИК) по этой гигафабрике. Главная преференция – упрощенное получение для продукции статуса «сделано в России». «Рэнера» будет возить литий-ионные ячейки с южно-корейского завода Enertech International («Рэнера» владеет 98,32%), которые благодаря СПИК будут считаться локализованными даже до старта работы гигафабрики в Калининграде. В январе стало известно, что стоимость проекта выросла вдвое, теперь он оценивается в 51,5 млрд рублей.
Опрошенные Ъ эксперты рынка расходятся в оценках сделки по покупке доли в «Каме». Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что, исходя из заявленных инвесторами планов продаж, цена покупки «Росатома» адекватна рынку. С ним не соглашается Дмитрий Касаткин из Kasatkin Consulting, по мнению которого весь проект «Кама» можно оценить в $100–150 млн: «Такая оценка связана с рисками осуществления амбициозных планов по продажам, технологическими рисками и эффективностью операционной деятельности».