Минпромторг одобрил СПИК для аккумуляторного завода «Росатома» в Калининграде
Минпромторг одобрил заявку «Рэнера» (входит в «Росатом») на специнвестконтракт (СПИК) по производству литий-ионных батарей на гигафабрике в Калининграде, передал «Коммерсант» 14 июня. СПИК даст компании право называть свою продукцию российской еще до фактического запуска гигафабрики и участвовать в конкурсе Москвы на поставку 400 тыс. батарей на 130 млрд рублей. Сейчас «Рэнера» возит в РФ ячейки со своего южнокорейского завода Enertech, а предприятие в Калининграде оценочной стоимостью в 51 млрд рублей заработает осенью 2025 года.
Межведомственная комиссия Минпромторга одобрила заявку «Рэнера» на заключение СПИК на производство литий-ионных аккумуляторов, рассказали несколько источников. «Рэнера» получит налоговые льготы в обмен на инвестиции в строительство гигафабрики в Калининградской области. «Рэнера» подпишет контракт с Минпромторгом и Калининградской областью. В СПИК будут включены три элемента: производство ячеек, батарей и систем накопления энергии. «Росатом», по сведениям газеты, планирует объявить о заключении соглашения на ПМЭФ. В «Рэнера» отказались раскрывать подробности СПИК до подписания контракта. В Минпромторге на запрос не ответили.
Главная преференция для «Рэнера» от СПИК – упрощенное получение для продукции статуса «сделано в России». «Рэнера» будет возить ячейки из Южной Кореи с завода Enertech International («Рэнера» владеет 98,32% компании), которые благодаря СПИК будут считаться локализованными даже до старта работы гигафабрики в Калининграде. Её планируется построить к осени 2025 года, а к 2030 году вывести на полную мощность. Объём инвестиций в калининградский завод, включая R&D-центр, оценивается в 51 млрд рублей.
Статус локализованных батарей позволит «Росатому» участвовать в будущем конкурсе Москвы на поставку 400 тыс. батарей для электротранспорта объёмом 130 млрд рублей. Участник обязан производить ячейки в Москве, но если освоение этого производства невозможно, то город закупит любые ячейки со статусом «сделано в России», следует из условий конкурса. Сейчас «Рэнера» собирает батареи на площадке Московского завода полиметаллов (мощность – 150 МВт•ч), а к концу года компания планирует начать сборку модулей в «Технополисе Москва» (320 МВт•ч).
«Росатом» также надеется поставлять батареи автопроизводителям. За 2023–2025 годы госкорпорация хочет продать внутри страны батареи ёмкостью в 690 МВт•ч на 14,8 млрд рублей, а в 2030 году – уже 3,75 ГВт•ч на 35,6 млрд рублей. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что планы выглядят достаточно реалистичными. 690 МВт•ч – немного больше 10 тыс. электромобилей, а 3,75 ГВт•ч – около 60–70 тыс. В январе – мае 2023 года в РФ было продано почти 3,4 тыс. электромобилей, сообщал «Автостат», однако основная доля продаж приходится на машины, ввозимые в РФ, в том числе по параллельному импорту. При этом 719 автомобилей из общего объёма реализовал Evolute, который собирает машины в Липецке. Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что сейчас идёт период роста рынка электромобилей. По его оценке, к 2025 году ежегодные продажи могут выйти на 10 тыс. штук – машины в том числе будут закупаться в такси, каршеринги и другие коммерческие парки.
В 2025 году только «Кама» планировала выпустить 10 тыс. машин «Атом» – «Рэнера» заявляла о планах оснащать их своими батареями. Кроме того, у «Рэнера» и «Автотора» есть действующее соглашение о сотрудничестве. В калининградском автоконцерне уточнили, что планируют закупать у «Рэнера» литий-ионные накопители «для производства аккумуляторных батарей непосредственно на предприятии». Старт производства запланирован на 2024 год, мощности будут рассчитаны на производство 60 тыс. батарей, но плановую загрузку в «Автоторе» не раскрывают. В «Соллерсе» заявили, что рассматривают «Рэнера» в качестве основного поставщика по проекту локализации батарей. В «АвтоВАЗе» и Evolute не ответили на вопросы о планах сотрудничества.
Однако «Росатом» может столкнуться с проблемами при локализации компонентов. Основные трудности будут связаны с производством катодных и анодных материалов необходимого качества, полагает Игорь Чаусов из АНО «Центр «Энерджинет». Сейчас в РФ не выпускается необходимое литиевое сырьё, предприятия по его производству должны появиться к 2026–2030 годам. Анодный материал лучше обеспечен сырьём, но будет непросто выполнить жёсткие требования к его качеству, говорит г-н Чаусов.