Проект аккумуляторного завода «Росатома» в Калининграде подорожал вдвое, до ₽51,5 млрд

«Росатом» почти вдвое увеличил оценочную стоимость завода по производству литий-ионных батарей для автотранспорта в Калининграде, передал «Коммерсант» 31 января. Строительство гигафабрики может обойтись в 51,5 млрд рублей, из которых 19 млрд рублей – средства госкорпорации, а 27 млрд – кредиты. Удельные капзатраты гигафабрик за рубежом ниже, указывают аналитики. В «Росатоме» поясняют, что завод строится с нуля и не имеет аналогов в стране, а в его цену входят затраты на строительство инфраструктуры и собственного R&D-центра.

Изданию удалось ознакомиться с обновлённым планом правительства по развитию производства систем накопления энергии (СНЭ) в стране. Самый масштабный проект – завод «Росатома» по производству литий-ионных батарей в Калининградской области. Госкорпорация, как следует из документа, почти вдвое увеличила оценочную стоимость предприятия: общий CAPEX проекта может составить примерно 51,5 млрд рублей; в предыдущей версии документа завод оценивался в 26,35 млрд.

«Росатом» планирует вложить в строительство гигафабрики 19,2 млрд рублей собственных средств, ещё 27,3 млрд будут привлечены за счёт кредитов. Кроме того, бюджет области выделит субсидию в 5 млрд рублей. В предыдущей версии предполагалось, что у проекта будет некий «второй акционер», но в обновлённой версии больше нет информации о партнёрах.

Строительством гигафабрики занимается «Рэнера» (входит в ТВЭЛ – топливный дивизион «Росатома») на площадке замороженной Балтийской АЭС (10 км от границы с Литвой). Запуск завода ожидается осенью 2025 года. Технологический партнёр – южнокорейская Enertech. Мощность гигафабрики на первом этапе составит 4 ГВт•ч в год (примерно 50 тыс. электромобилей) с возможностью расширения до 14 ГВт•ч. «Росатом» планирует производить батареи для электромобилей и городского электротранспорта. У госкорпорации есть соглашение с автопроизводителем «Автотор».

Как пишет Ъ в этом же номере от 31 января, сейчас «Автотор», собиравший Kia, Hyundai и BMW, переквалифицируется на сборку китайских Kaiyi E5 (Chery) и ведёт переговоры о разворачивании мощностей для Dongfeng и BAIC. Одна из зарегистрированных под проект структур стала официальным импортёром премиального суббренда Dongfeng – электромобилей Voyah.

Судя по плану, «Росатом» рассчитывает за 2023-2025 годы продать внутри страны батареи емкостью в 690 МВт•ч, а в 2030 году – уже 3,75 ГВт•ч. Объём продаж СНЭ, компонентов и услуг в денежном выражении за 2023-2025 годы внутри РФ составит около 14,8 млрд рублей, а в 2030-м – превысит 35,6 млрд рублей. Экспорт СНЭ также будет увеличиваться: в 2023 и 2024 годах составит примерно по $21 млн в год, в 2025 году – $29 млн, а в 2030 году – $107 млн.

В «Рэнере» газете сообщили, что в «дорожной карте» правительства приведены «оценочные значения инвестиций с учётом не только создания самого производства, но и заложенного в стоимость строительства R&D-центра для разработки новых технологий производства батарей и проведения НИОКР». Гигафабрика строится с нуля, что предусматривает создание развитой инфраструктуры, а также поставку высокотехнологичного оборудования. Финальный объём инвестиций будет определён после проведения госэкспертизы, отмечают в «Рэнере».

«Подобного рода проект реализуется в РФ впервые, поэтому по мере выполнения возможны дополнительные вложения, – продолжают в компании «Рэнера». – Изменения при проектировании фабрики также связаны с высоким темпом развития технологий и их быстрым выводом на рынок. Чтобы в 2025 году начать производить конкурентоспособную продукцию мирового уровня, необходимо учитывать и закладывать передовые ноу-хау уже сейчас. На текущий момент большая часть технических решений разработана».

Сейчас в мире работают около 50 гигафабрик, а более 60 заводов находятся в процессе строительства, говорит Алексей Мартынушкин из «Выгон Консалтинг». Затраты на строительство гигафабрик варьируются от $40 млн до более $100 млн за 1 ГВт•ч в год в зависимости от размера и расположения, отмечает аналитик. Г-н Мартынушкин полагает, что объём внутреннего рынка СНЭ в России к 2030 году имеет все шансы превысить 100 млрд рублей в год. Ключевым сектором сбыта станет электротранспорт.

Удельная стоимость строительства калининградской фабрики – $184 млн за 1 ГВт•ч при условии, что речь идёт о вложениях только в линию на 4 ГВт•ч, отмечает Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Для сравнения: LG планирует построить фабрику в США мощностью 11 ГВт•ч за $1,3 млрд, что примерно на 50% ниже удельной стоимости калининградского объекта, добавляет аналитик. Г-н Бабанский полагает, что более высокие капзатраты российского объекта могут быть связаны в том числе со снижением доступности и удорожанием необходимого передового оборудования для российских компаний, усложнением логистики, возможными курсовыми шоками.

Коммерсант