«Росатом» построит второй завод литиевых аккумуляторов для электромобилей
Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачёв на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявил о планах построить в Москве завод литиевых аккумуляторов. Первая подобная гигафабрика мощностью до 120-130 тыс. штук в год уже строится в Калининградской области. Эксперты считают, что продавать такие объёмы будет сложно из-за конкуренции с дешёвыми китайскими батареями.
«Росатом» построит в Москве завод по производству накопителей электродвижения (аккумуляторов).
«Как я вам докладывал, мы в Калининграде строим завод, с Москвой договорились, – спасибо Сергею Семеновичу (Собянину – ред.) – о создании аналогичного завода. Но мы заходим серьёзно в электродвижение и думаем о целевой поставке комплектного электропривода, включающего электродвигатель, коробку передач и инвертор», – сказал г-н Лихачёв на встрече, стенограмма которой опубликована на сайте Кремля.
Новый завод планируют разместить в Новой Москве, он будет выпускать аккумуляторы для электробусов и автомобилей «Атом», пишут «Ведомости», со слов своего источника, знакомого с деталями проекта. «Атом» – это проект российского электромобиля, разрабатываемый компанией «Кама» при участии «Камаза».
Структура «Росатома» – ООО «Рэнера» – в 2022 году приступила к строительству завода по производству аккумуляторных батарей в Калининградской области на площадке «замороженной» Балтийской АЭС. Запустить производство обещали в 2025 году. По словам Алексея Лихачёва, на первом этапе планировалось производить 50 тыс. аккумуляторов в год, в дальнейшем нарастить мощности в 2-2,5 раза – до 120-130 тыс. батарей ежегодно.
На гигафабрике в Калининграде «Ростатом» будет использовать технологию корейского разработчика литий-ионных батарей Enertech International, которого он почти полностью консолидировал. «Рэнера» также обещала к 2030 году освоить серийное производство батарей для электромобилей на основе твердотельных источников питания, которые легче, безопаснее, и долговечнее литиевых.
Стоимость российских батарей будет выше, чем импортных китайских, считает независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев, мнение которого приводят «Ведомости». Он считает планы «Росатома» очень амбициозными. По его оценке, для достижения конкурентоспособной себестоимости производства полного цикла, включая производство ячеек, фабрика в Калининграде должна выпускать не менее 250 тыс. батарей в год, т. е. объём производства должен вырасти в пять раз от проектного. К тому же внутренний спрос в России пока недостаточно велик для масштабного развития отрасли. Директора консалтинговой компании Ensolve Алексей Жихарев, сказал изданию, что ему неясно, за счёт чего будет загружено производство в Калининграде, не говоря о московской площадке.
Пока крупнейшим проектом развития электротранспорта в России является московский электробус. По планам мэра столицы Сергея Собянина, к концу 2024 года их станет 2200 штук. Аналитики КПМГ ранее прогнозировали, что к 2025 году ёмкость российского рынка накопителей электроэнергии вырастет до 4,7 ГВт•ч, а к 2030 году – до 25,5 ГВт•ч. В обзоре КПМГ отмечалось, что, даже если российский рынок накопителей электроэнергии в 2030 году достигнет прогнозируемых значений, он всё равно будет занимать лишь около 1% от мирового, который в 2030 году составит $425 млрд, или 2030 ГВт•ч.