Концепция развития электротранспорта: «К 2030 году 10% производимых в РФ машин должны быть электрическими»
Правительство утвердило Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, сообщила 23 августа пресс-служба правительства РФ. К 2030 году не менее 10% всех выпускаемых автомобилей в стране должны быть электрическими.
Как пишет РБК, концепция рассчитана на два этапа. Первый продлится до 2024 года, когда в России планируют подготовить базу для массового производства электромобилей. По всей стране к этому времени их должны выпустить не менее 25 тыс. Ещё одна задача – развитие инфраструктуры. В тот же срок в России должно появиться не менее 9 тыс. зарядных станций.
В пресс-службе Минпромторга агенству сообщили, что целью программы служит «определение ключевых направлений государственной политики в сфере развития производства и использования на территории РФ электро- и водородных транспортных средств». В ней установлены целевые показатели перехода на «зелёный» транспорт, в том числе:
· запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей;
· запуск производства катодных и анодных материалов;
· ввод в эксплуатацию не менее 72 тыс. зарядных станций, в том числе не менее 28 тыс. быстрых;
· ввод в эксплуатацию не менее 1 тыс. водородных заправок;
· создание не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест во всей технологической цепочке производства.
Как передали РИА «Новости», документ определяет ключевые задачи в сфере развития электротранспорта, среди которых формирование современной городской среды, стимулирование спроса, в том числе через льготное кредитование.
«Такие транспортные средства, например, будут включены в программы льготного кредитования и лизинга, а со следующего года планируется запустить эксперимент по свободному проезду электромобилей по платным дорогам», – сообщила пресс-служба кабмина. Кроме того, производителям транспорта и зарядных устройств будут доступны субсидии на софинансирование затрат, связанных со строительством заводов, а также специальные инвестиционные контракты (СПИК). На аналогичную поддержку смогут рассчитывать и производители водородных топливных элементов.
В концепции также говорится о формировании инфраструктуры для зарядных станций. Перечень территорий для неё определят к осени. Речь идёт и о создании индустрии выпуска больших тяговых батарей и всех необходимых комплектующих. Г-н Мишустин отметил, что компетенции для реализации задуманного в России уже есть.
В июне «Коммерсант» сообщил, что стоимость концепции развития электротранспорта в России до 2030 года выросла в цене почти вдвое. Совокупная стоимость программы составила 803,7 млрд рублей, хотя ещё за месяц до этого в Минэкономразвития просили 418 млрд. Она предполагает выпуск на российский рынок в 2022 году 3 тыс. электромобилей от липецкого завода «Моторинвест», к массовому производству должны также подключиться «АвтоВАЗ» и другие производители.
В Минэкономразвития ранее прогнозировали, что к 2030 году доля электрокаров на рынке составит 15%, напоминает РБК. В 2020-м в России доля продаж электрокаров была только 0,1%. Стимулировать переход на «зелёный» транспорт власти страны рассчитывают в том числе с помощью административных мер. В апреле глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что к 2030 году в России может быть установлена обязательная доля продаж таких автомобилей.
При этом власти не заложили бюджетных средств на субсидирование продаж электромобилей, следовало из драфта соответствующего федерального проекта, на который 11 августа ссылался «Коммерсант». Правительство собирается выделить на отрасль почти 50 млрд рублей из бюджета и Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 2024 года. Но эти деньги пойдут только на софинансирование строительства зарядных станций и производств машин и батарей. Минпромторг планирует найти средства на поддержание продаж за счёт роста утильсбора, но этот источник пока не согласован, отмечало издание.