Ъ: «Кабмин не нашёл денег на субсидирование продаж электромобилей»

Власти не заложили бюджетных средств на субсидирование продаж электромобилей, следует из драфта соответствующего федерального проекта. Правительство собирается выделить на отрасль почти 50 млрд рублей из бюджета и Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 2024 года. Но эти деньги пойдут только на софинансирование строительства зарядных станций и производств машин и батарей. Минпромторг планирует найти средства на поддержание продаж за счёт роста утильсбора, но этот источник пока не согласован, передал «Коммерсант» 11 августа.

Газета ознакомилась с драфтом паспорта федерального проекта «Электроавтомобиль и водородный автомобиль». Он фактически представляет собой план реализации обсуждаемой в правительстве концепции развития электротранспорта. Теперь программа охватывает и машины на водородных топливных элементах, при этом её финансирование сократилось.

Общий бюджет до 2024 года оценивается в 121,2 млрд рублей против обозначенных в концепции 203,2 млрд, до 2030 года – 591,2 млрд против 803,7 млрд рублей. До 2024 года в рамках проекта планируется привлечь 9,6 млрд рублей из федерального бюджета и ещё 38 млрд из ФНБ, хотя в концепции Минэкономики из ФНБ рассчитывали привлечь 20 млрд, из бюджета – 50,2 млрд рублей. По данным издания, это согласованные правительством лимиты до 2024 года.

В Минпромторге сказали, что источники финансирования проекта согласованы решением правительства. Там также подтвердили приведённые газетой расчёты, отметив, что 8,1 млрд рублей бюджетных средств пойдут на софинансирование затрат по созданию «быстрых» зарядных станций, ещё 1,5 млрд – на испытательную базу для проектирования электромобилей. Средства ФНБ направят на софинансирование производств компонентов для электротранспорта, а также водородных топливных элементов, заключают в Минпромторге.

Но на поддержку спроса на электромобили пока средств не заложено. По новой оценке, на льготные лизинг и кредитование необходимо 14,9 млрд рублей до 2024 года (110,9 млрд до 2030 года). В проекте паспорта указано, что эти деньги планируется собрать за счёт повышения утильсбора на автомобили – в концепции предполагалось, что только на электромобили, но в паспорте это не уточнено. В таком случае скидки по кредитам и лизингу для российских машин оплатят покупатели импортируемых или низко локализованных электромобилей. Другим источником станет вводимая на электромобили ввозная пошлина, которая также ведёт к удорожанию машин для покупателей. Впрочем, средства утильсбора поступают сразу в бюджет и никак не окрашены, поэтому шансы Минпромторга получить их неизвестны.

В Минпромторге на соответствующий вопрос ответили, что источник финансирования существующих программ по льготным кредитованию и лизингу, расширенных на электротранспорт, будет определён при принятии закона о бюджете на 2022 год. В Минфине не ответили.

В отрасли видят риски даже не в том, что поддержка спроса может остаться без бюджета, а в выборе подходов к ней. Лизинг и кредитование «стимулируют спрос на тех этапах, когда это уже общепринятый транспорт, а не переход на новые технологии», говорят в ГАЗе. В сегменте коммерческого транспорта крупные компании с госучастием и большим логистическим парком были бы готовы осуществить массовый переход на электротранспорт при наличии субсидий, отмечают там. В «КамАЗе» и «Соллерс Авто», которые участвовали в обсуждении, не ответили.

Несмотря на полное отсутствие поддержки продаж, с 2029 года будут установлены требования к автопроизводителям по доле продаж электромобилей в общем объёме реализации. В планах все ещё произвести 728 тыс. отечественных электромобилей в 2022–2030 годах. Сейчас рынок электромобилей в РФ почти отсутствует (0,1% от общих продаж в 2020 году).

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting согласен, что на начальном этапе нужны более масштабные меры поддержки, которые уравнивают стоимость покупки электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

«В Китае, Германии и других странах давали масштабную субсидию на покупку электромобиля (например, в Германии €4 тыс. на электромобиль, на гибрид – €3 тыс., в Китае в начале программы субсидия составляла примерно $7,7 тыс.). В США предоставляли значительный налоговый вычет: $7,5 тыс. на электромобиль», – говорит он.

«Начальным этапом» развития в мире считалось объёмное выражение в штуках: например, США давали налоговый вычет на первые 200 тыс. машин производителя, а Китай снизил объёмы поддержки после достижения целевого показателя электромобилей в 5% от годовых продаж.

Коммерсант