Эксперты сочли нереализуемыми идеи о заморозке энергоцен для экспортёров и переходе к «одноставке»

Крупные потребители, опасаясь роста цен на электроэнергию, придумывают новые способы снижения издержек. «Русал» просит заморозить стоимость электроэнергии для экспортёров, а основной поставщик РЖД «Русэнергосбыт» предложил отказаться от раздельного определения цен на электроэнергию и мощность. Идеи потребителей невыполнимы в сложившейся энергосистеме, считают аналитики, поэтому крупная промышленность продолжит уходить с рынка на собственную генерацию.

«Русал» (входит в En+), поставляющий на экспорт большую часть произведённого алюминия, предлагает за счёт исключения перекрёстного субсидирования зафиксировать цены на электроэнергию для экспортёров, рассказал директор по работе с естественными монополиями компании Максим Балашов на ежегодной конференции «Совета рынка» 11 октября. Компания предложила внести такие условия в законопроект о защите и поощрении капиталовложений. Как уточнил г-н Балашов, зафиксировать тариф можно минимум на пять лет. Советник заместителя главы «Почты России» Виктор Лебедев считает, что снижать цены нужно для новых энергоёмких потребителей.

Крупная промышленность традиционно жалуется на рост цен на электроэнергию, который в последние годы всё больше формируется нерыночными факторами. Так, по оценкам «Совета рынка», в 2021 году потребители заплатят за мощность 823 млрд рублей, при этом 81% придётся на нерыночные надбавки, в основном это оплата строительства ТЭС по договорам на поставку мощности (ДПМ) в 2011–2017 годах. Промышленность компенсирует и часть тарифа для населения, так называемое перекрёстное субсидирование, только в электросетевом комплексе составляет, по оценке ФАС, 200 млрд рублей.

Самую смелую реформу предложил «Русэнергосбыт» (основной поставщик электроэнергии для РЖД) – объединить оплату электроэнергии (реально выработанные киловатт-часы) и мощности (плата за готовность генкомпаний предоставить энергию в будущем). По замыслу главы компании Михаила Андронова стоит в качестве эксперимента снижать объём гарантированно оплачиваемой мощности на 10% в год. Но регуляторы предсказуемо против – уход от двухставочной схемы потребует оценки экономических последствий, предупредил начальник регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев. В стоимость мощности уже включено множество надбавок и долгосрочных обязательств, и неизвестно, как от них избавляться, подчёркивает глава «Совета рынка» Максим Быстров.

«Переход оптового рынка на одноставочный тариф лишит генераторов источника дохода на поддержание необходимого уровня мощностей и всё равно сохранит компоненты платы за мощность по всем видам ДПМ», – считает Алексей Хохлов из Центра энергетики МШУ «Сколково». Компании критикуют нерыночное образование цены на энергию, но сами часто предлагают нерыночные решения проблемы, замечают опрошенные эксперты. Так, желание «Русала» давать скидки экспортёрам может обернуться неожиданными последствиями, рассуждает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», ведь даже некоторые генерирующие компании занимаются экспортом электроэнергии (например, «Интер РАО»).

В такой ситуации потребители всё больше уходят с энергорынка в собственную генерацию, продолжает г-н Хохлов. Так, «Роснефть» 11 октября объявила о наращивании собственной распредёленной генерации, начав строительство электростанции на 50 МВт на Ванкорском месторождении. Общая доля распределённой генерации на рынке составляет 10–15 ГВт (до 6% мощности всей энергосистемы), и, по оценке г-на Хохлова, на разных стадиях реализации находятся проекты строительства ещё около 1 ГВт.

Распределённая генерация становится всё более привлекательной и для сбытов. Как показал недавний опрос Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, 26% из них планируют заняться строительством станций малой мощности, до 25 МВт, для бизнеса, 11% уже имеют такие проекты, а 5% проектируют и поставляют оборудование для небольших промышленных ТЭС. При этом массовый уход потребителей с оптового энергорынка, опасается глава набсовета «Совета производителей энергии» Александра Панина, приведёт к росту нагрузки для тех, кто на нём останется.

«Коммерсант»