Указом Путина доли Uniper и Fortum в «Юнипро» и «Фортуме» переданы под внешнее управление Росимущества
Президент России Владимир Путин подписал указ о механизме введения временного управления иностранными активами в России. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Согласно перечню активов, утверждённому тем же указом, с 25 апреля под временное внешнее управление Росимущества переданы 83,73% акций «Юнипро», принадлежащие Uniper SE, и 98,23% акций «Фортума», из которых 68,8807% владеет Fortum Russia B.V., а 28,3488% оформлены на Fortum Holding B.V.
Указ позволяет вводить временное управление иностранными активами в случае лишения или угрозы лишения России, российских юридических или физических лиц права собственности на имущество, находящееся на территории иностранных государств и в иных случаях, среди которых создание угрозы национальной, экономической, энергетической и иной безопасности страны. На временного управляющего, определяемого президентом РФ (в том числе по предложению Росимущества им может стать иное лицо), возлагаются полномочия собственника, за исключением полномочий по распоряжению вверенным имуществом, говорится в документе. Финансирование расходов, связанных с временным управлением имуществом, осуществляется за счёт доходов от его использования; временное управление прекращается по решению главы государства.
«Юнипро» владеет пятью ТЭС общей мощностью 11,28 ГВт, выработка в 2022 году – 53,96 млрд кВт•ч. Выручка «Юнипро» по МСФО за 2022 год составила 105,8 млрд рублей, чистая прибыль – 21,3 млрд рублей, напоминают «Ведомости». «Фортум» включает в основном электростанции в Западной Сибири и на Урале: общая мощность– 4,67 ГВт, выработка – 31,1 млрд кВт•ч, Выручка «Фортума» по МСФО за 2022 году – 83,6 млрд рублей, прибыль – 12,5 млрд рублей.
Документ выглядит как «зеркальная мера» на действия властей «недружественных» стран, пишет издание. 24 апреля глава ВТБ Андрей Костин предложил действовать по принципу «зуб за зуб» по отношению к российским активам компаний из «недружественных» стран, желающих уйти из РФ. Их можно было бы передавать в управление российским организациям, отметил он. Зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев днём 25 апреля на марафоне «Знание» заявил, что Россия в случае изъятия своих замороженных активов будет действовать по принципу «око за око». По его словам, изъятие собственности и у граждан, и у компаний является незаконным актом.
Потери только двух компаний («Газпром» и «Роснефть») от экспроприации активов, судя по представленным в СМИ оценкам, могут составить свыше $22 млрд. В июне правительство Германии решило взять во внешнее управление компанию Gazprom Germania GmbH, получив контроль над трейдинговыми структурами и подземными хранилищами (ПХГ), ранее принадлежавших «Газпрому». В ноябре власти Польши ввели внешнее управление в отношении 48-процентной доли «Газпрома» в совместном предприятии EuRoPol GAZ – владельце польского участка магистрали «Ямал – Европа». Внешнее управление было введено и в отношении управляющий компании Novatek Green Energy – польской «дочки» «Новатэка», которая занималась продажей сжиженного газа. Её активы в апреле были выставлены на продажу, сообщал временный управляющий Кароль Шиманьский.
Кроме того, в сентябре правительство Германии распорядилось передать государственному Федеральному сетевому агентству в управление на полгода принадлежащие «Роснефти» миноритарные доли в двух НПЗ и контрольный пакет (54,17%) в НПЗ в Шведте, который ориентирован на поставки по нефтепроводу «Дружба». Компания оспаривала решение о введении внешнего управления в отношении Rosneft Deutschland GmbH (RDG) и RN Refining & Marketing GmbH (RNRM), но суд отклонил иск. На долю «Роснефти» приходится около 12% германских нефтеперерабатывающих мощностей, что «делает её одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Германии», писали «Ведомости». Пока «Роснефть» оспаривала введение внешнего управления её активами в Германии, бундестаг скорректировал закон об энергетической безопасности, который позволяет разрешить продажу долю компании в НПЗ без национализации. За соответствующие поправки 20 апреля проголосовало большинство депутатов бундестага. Это решение открывает возможность экспроприации российских активов в ФРГ, говорили опрошенные газетой эксперты, отмечая размытость формулировок законодательного акта.