Липатов: «Госсубсидия на газовую турбину недостаточна... С 5 млрд рублей помощи проект не летает»
5 млрд рублей, выделенных «Силовым машинам» Алексея Мордашова в качестве госсубсидии для разработки отечественных газовых турбин, недостаточно; необходимо обсуждать дополнительные меры поддержки, заявил в интервью «Ведомостям» (опубликовано 27 января) гендиректор «Силмаша» Тимур Липатов.
«Понимаете, все национальные чемпионы, по крайней мере в энергомашиностроении, разрабатывают новые продукты для новых рынков с государственной поддержкой... Это нормально, что государство на старте что-то субсидирует. Честно говоря, я считаю, что эта субсидия недостаточна. Проект стоит около 17 млрд рублей, субсидию мы можем получить – 5 млрд рублей. А хотели 7 млрд рублей, когда проект оценивался в 15 млрд рублей. Поэтому мы считаем, что дискуссия должна быть продолжена, – заявил г-н Липатов. – Теперь мы должны думать над дополнительными мерами поддержки, потому что с 5 млрд помощи проект не летает. Понятно, что NPV (чистый дисконтированный доход – ред.) этого проекта сильно зависит от того, сколько машин мы продадим. Я считаю, что у проекта огромный отложенный спрос, но, когда у тебя нет машин, а ты приходишь в генерирующую компанию: «Вы нашу турбину купите?», ответ зависит от степени оптимизма собеседника. Если это разумно пессимистичный человек, проживший четыре десятка лет, он скорее скажет «нет». Про себя подумав, что никогда не поздно сказать «да».
На поддержку создания отечественных газовых турбин большой мощности в бюджете РФ на 2019−2021 годы предусмотрены 7 млрд рублей в виде субсидий на НИОКР. Конкурс на получение субсидии осенью проводил Минпромторг, деньги были выделены со второй попытки. Как заявили в Минпромторге, первоначальная заявка «Силмаша» на 5 млрд рублей «содержала недостаточно сведений для проведения экспертным советом научно-технической экспертизы проекта». «Коммерсант» со ссылкой на свои источники указывал, что комиссия Минпромторга не удовлетворила заявку, так как проекты газовых турбин компании не соответствовали требованиям по минимальному уровню КПД в 35%. На первом этапе для ГТЭ-170 компания заявила КПД на уровне в 34,1% с ростом до 36% в результате совершенствования модели. При этом по условиям предоставления софинансирования из бюджета победитель должен реализовать комплексный проект по созданию производства газовых турбин в диапазоне 60-80 МВт и 150-180 МВт с КПД не менее 35%.
«Проект («Силмаша» – ред.) очень зависит от того, какая будет рентабельность. Скажу страшную вещь, но мы в настоящий момент не до конца понимаем, какая выйдет рентабельность продажи этой газовой турбины, – сказал Тимур Липатов. – Главным образом трудно спрогнозировать маржинальность продаж по переменным расходам. У нас каждый день уточняется амортизация станков – мы всё ещё их покупаем. Уточняется стоимость материалов и заготовок (особенно учитывая требования по локализации), а они по большей части дорожают. Изменяется фонд оплаты труда. Это все очень важные, чувствительные показатели. Мы, например, не понимаем точно, сколько человеко-часов и сколько машино-часов мы на это дело потратим, так как ещё прорабатываем техпроцессы. Мы движемся по графику, и у нас на сегодняшний день практически закончен выпуск конструкторской документации, а разработка технологической – в самом разгаре. При этом по согласованию с акционером, даже не имея заказа, для отработки полного цикла мы запустили первую турбину ГТЭ-170 в производство, провели ревизию ГТЭ-65, которая ранее была изготовлена, но ее испытания не были закончены».
В конце декабря г-на Мордашов написал письмо в правительство с просьбой не допускать реализации проекта модернизации Заинской ГРЭС «Татэнерго» на базе мощных (более 500 МВт) турбин Siemens. Отвечая на вопрос о причинах такого демарша Тимур Липатов указал и экономическую, и политическую причины.
«Я хочу оставить за скобками вопрос в принципе нужности в том узле столь мощного энергоблока (этот вопрос находится в сфере компетенции «Системного оператора»), но если такая парогазовая мощность нужна, то она выполнима и с отечественными газовыми турбинами, в том числе нашими. Для нас она значила бы продажу от шести до восьми газовых турбин мощностью 170 МВт для двух блоков, – сказал гендиректор «Силовых машин». – Да, КПД этих блоков немного бы отличался и составил бы 52%, но в дальнейшем это бы компенсировалось дешёвым сервисом. В России, где средняя эффективность тепловой генерации находится в пределах 32–33%, парогазовые установки (ПГУ) на базе полностью российского оборудования с 52% КПД – это прорыв для отрасли. Можно, конечно, и 58–59% поставить, но мне кажется, что лучше в целом электроэнергетику переводить на 52%, чем за счёт 1–2 точечных проектов показывать высокий КПД на оборудовании, подконтрольном иностранному поставщику».
При этом г-н Липатов вновь заявил, что Siemens отказался передавать технологии в рамках СТГТ (СП немецкой компании (65%) и «Силмаша» (35%)), которое могло бы заняться локализацией производства в России уже существующих турбин Siemens.
«Мы вели интенсивные переговоры с партнерами по СП о том, что надо его переформатировать, чтобы соответствовать этим требованиям (постановления правительства № 719 – ред.). На всех переговорах, в том числе с участием нашего акционера, представители Siemens последовательно заявляли, что они не могут передать контроль над технологиями – по политическим мотивам. Это прямо так было сказано высшим руководством Siemens», – заявил гендиректор «Силмаша».