«Силмаш»: «Стремление Siemens получить СПИК кажется не совсем честным по отношению к отрасли»
«Силовые машины» Алексея Мордашова продолжают надеяться, что правительство примет решение о повышении минимальной доли российских компаний в СП с иностранными партнёрами по производству газовых турбин до 75% плюс одна акция, несмотря на то, что новое требование будет распространяться и на СП «Силмаша» с Siemens – компанию СТГТ (сейчас у Siemens 65%), заявил в интервью РБК генеральный директор «Силмаша» Тимур Липатов. В беседе с изданием он не стал уточнять, является ли г-н Мордашов инициатором таких поправок.
«Задача государства, как мне кажется, заключается в том, чтобы контролировать эту критическую технологию – производство газовой турбины – и не зависеть от санкционного законодательства других стран. Поэтому контроль в этих предприятиях должен принадлежать либо государству, либо гражданину России. И не должно быть никаких reserved matters of shareholders agreements (вопросы, регулируемые акционерным соглашением – ред.), которые позволяют (иностранцам – ред.) де-факто осуществить скрытый контроль над предприятием. Я надеюсь, что государство это решение примет в виде новой редакции постановления правительства №719 о локализации, обеспечив равные возможности для конкуренции», – заявил Тимур Липатов.
Глава «Силмаша» утвердительно ответил на вопрос будут ли такие требования, в случае их принятия, распространяться на СП самого «Силмаша» с Siemens – «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ), где у немецкой компании сейчас 65%.
«Оно (требование – ред.) будет распространяться на любое СП, в том числе наше с Siemens, если оно захочет соответствовать требованиям постановления № 719 и участвовать в программе модернизации», – пояснил г-н Липатов.
«При этом я с удивлением читаю, как Siemens говорит, что готов выполнить требование по локализации на 100%, но при этом постоянно хочет СПИК (специнвестконтракт – ред.). А это такая дверь без охранника, которая гарантирует исполнение постановления о локализации. То есть буквально: считается, что вы соответствуете критериям постановления №719, если у вас всё производство локализовано в России или если у вас есть СПИК. Поэтому стремление Siemens получить специнвестконтракт мне кажется не совсем честным по отношению к отрасли и к общественности. Требования по локализации, пусть они трудновыполнимы, должны быть правилами игры. Никаких СПИКов на этом пути быть не должно», – заявил Тимур Липатов.
При этом «Силмаш» отрицает, что предлагаемое ужесточение условий для работы СП может быть инструментом «решения проблем» в рамках СП с Siemens: в прошлом году г-н Мордашов заявлял, что «Силмаш» примет решение о выходе или продолжении работы в рамках СТГТ до конца 2018 года.
«Нет, мы свои вопросы с Siemens таким образом не решаем. Мы прошли все точки невозврата по созданию газовых турбин средней и большой мощности и продолжаем двигаться самостоятельно. Вопрос о выходе (из СТГТ – ред.) нам придётся рассмотреть в том случае, если наши дальнейшие действия по развитию собственного газотурбинного проекта будут противоречить условиям акционерного соглашения. Пока не противоречат. Мы никуда не торопимся, и пока конкретных планов по выходу из СП у нас нет», – заявил гендиректор «Силовых машин».
Комментируя информацию «Коммерсанта» о предложении Siemens выкупить долю «Силмаша» для дальнейшей перепродажи «Газпром энергохолдингу» (ГЭХ), г-н Липатов сообщил, что ГЭХ в «Силмаш» с таким предложением не обращался.
«Нет. Мы приглашаем всех к тому, чтобы начать разговаривать с владельцами напрямую. Я каждого из участников этих публичных обсуждений спрашивал, где же ваши предложения, пока никаких конкретных предложений нет», – пояснил гендиректор «Силмаша».
Отвечая на вопрос об опасениях судебных исков от Siemens за то, что компания «с помощью правительства фактически хочет лишить их рынка», г-н Липатов заявил, что это является страновым риском для немецкого концерна.
«Мне кажется, это страновой риск для Siemens. Нам, акционерам СТГТ, никто не обещал, что этот рынок будет расти. Я работаю в энергетике с 2002 года, и всё это время слышу про локализацию газовой турбины Siemens. До сих пор ни САУ ГТУ (Система автоматизированного управления и регулирования газотурбинной установкой – ред.), ни «горячая» часть не локализованы», – добавил Тимур Липатов.