«Силмаш» лоббирует ужесточение требований при локализации газовых турбин
В правительстве продолжают прорабатывать варианты ограничения доступа иностранных машиностроителей к программе модернизации ТЭС, пишет «Коммерсант». В частности, Минпромторг и подсанкционные «Силовые машины» Алексея Мордашова в борьбе за рынок сбыта выступили с инициативой обязать «Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) и «Интер РАО» увеличить свои доли в совместных предприятиях с Siemens и GE до 75% плюс 1 акции, тем самым обострив конфликт с генкомпаниями, не желающими закупать российское оборудование. При этом «Силовые машины» по-прежнему отказываются брать на себя риски поломки оборудования или задержек с их пуском.
Минпромторг и попавшие под санкции США «Силовые машины» Алексея Мордашова продолжают настаивать на создании рынка сбыта газовых турбин большой мощности (ГТБМ) в рамках программы модернизации старых ТЭС только под российских машиностроителей. Этот вопрос поднимался на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 18 апреля, говорят источники на энергорынке.
Минпромторг и «Силовые машины» выступают за создание полного цикла производства ГТБМ в РФ, главный аргумент – скандал 2017 года с поставками турбин Siemens в подсанкционный Крым и обеспечение энергобезопасности. Крупные генкомпании – «Интер РАО» и ГЭХ – не верят в способность российских машиностроителей создать ГТБМ и самостоятельно договариваются с американской GE и немецким Siemens о локализации производства турбин в РФ в рамках СП, которые предполагают паритетное участие.
Владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов на совещании у вице-премьера настаивал на ужесточении требований к таким СП, предлагая, например, чтобы доля российских партнёров составляла не менее 75% плюс 1 акция. Обсуждались и другие варианты, которые фактически отсекали бы иностранцев от программы модернизации и создавали монополию для «Силмаша». В целом идеи поддержал Минпромторг, дальше всё будет зависеть от решения Дмитрия Козака, отмечают собеседники в секторе. При этом г-н Мордашов отказался обсуждать возможность введения штрафов за отсрочку вводов или поломку оборудования «Силмаша», говорят источники (такие преференции для российских производителей турбин предусмотрены постановлением о модернизации).
Программа модернизации старых ТЭС стоимостью 1,9 трлн рублей синхронизирована с дорожной картой по развитию в РФ производства ГТБМ – предполагается, что генкомпании должны обеспечить заказом машиностроителей. Г-н Мордашов уже просил правительство о заключении обязывающих контрактов на поставку 48 ГТБМ «Силмаша» с инвесторами, участвующими в программе модернизации, но безуспешно. В апреле 2018 года на заседании правкомиссии по импортозамещению бизнесмен говорил премьеру Дмитрию Медведеву, что без преференций «российскому энергомашиностроению не выжить». В итоге бюджет готов предоставить на развитие ГТБМ до 7 млрд рублей, «Силмаш» заявлял, что ещё около 8 млрд рублей привлечёт самостоятельно.
Основная проблема «Силмаша» – слишком маленький рынок сбыта ГТБМ в РФ: в программе модернизации преимущественно будут обновлять паросиловое оборудование, а наиболее крупные потенциальные заказчики турбин – «Интер РАО» и ГЭХ – предпочтут покупать их у своих СП с GE и Siemens. Сейчас в правительстве прорабатывается альтернативный вариант для «Силмаша» – строительство новой газовой ТЭС на 1,4 ГВт. «Силмаш» предлагал построить ТЭС для замещения убыточной угольной Новочеркасской ГРЭС ГЭХ.
В Минпромторге, «Интер РАО», «Силмаше» и аппарате Дмитрия Козака от комментариев отказались. В Минэнерго, Минэкономики, ГЭХ на запросы не ответили.
Старший аналитик по электроэнергетике Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников отмечает, что создание ГТБМ с нуля – очень сложный путь с труднопрогнозируемым результатом, предыдущий такой проект с турбинами ГТД-110 «Объединённой двигателестроительной корпорации» (ОДК «Ростеха») окончился неудачей, поэтому сомнения генкомпаний понятны. Вместе с тем направлять совместную работу с иностранными машиностроителями в русло локализации – правильная идея, которая может позволить со временем создать в России конструкторскую школу, поставщиков качественных компонентов, глубокий инжиниринг и сервис.