Ъ: «Кабмин намерен обязать АЗС иметь точки электрозаправки, критерии прорабатываются»
Правительство РФ решило вернуться к действовавшему в 2016-2021 годах, но так и не заработавшему правилу об обязательной установке электрозарядных станций (ЭЗС) на традиционных АЗС, пишет «Коммерсант» 28 августа. Ранее норма не работала из-за отсутствия рынка и чётких критериев, сейчас Минэкономразвития (МЭР) прорабатывает возможность установки электрозаправок на АЗС на ключевых федеральных трассах, но точные критерии выбора мест пока не сформулированы. Пока технические установить быстрые электрозарядки можно лишь на 15% АЗС, а стоимость их подключения слишком высока, говорят участники рынка.
МЭР по поручению правительства готовит предложения по обязательной установке ЭЗС на АЗС. Министерству нужно установить критерии, по которым будут выбирать места установки ЭЗС, включая протяженность транспортных сетей, их категорию, экономическую целесообразность и др. Вопрос обсуждался 5 июля на совещании у главы департамента секторов экономики МЭР. Точные критерии отбора АЗС пока не определены, сообщили в министерстве.
Летом 2022 года правительство запустило программу субсидирования создания быстрых ЭЗС. В 2022 году по этой программе было установлено 493 ЭЗС, в этом году – запланировано 872 станции. Максимальная субсидия – 60% от стоимости станции, но не более 1,86 млн рублей, субсидия на техприсоединение (ТП) к электросетям – 30% (до 900 тыс. рублей).
По оценке советника президента Sitronics Group Армен Сафарян, ЭЗС на заправках нужны хотя бы каждые 100 км, «при этом установка ЭЗС на АЗС должна быть субсидируемой, так же как и для остальных локаций». Однако лишь 10–15% автозаправок в России имеют свободные электросетевые мощности (не менее 60 кВт), необходимые для установки быстрых ЭЗС, предупреждают в Green Drive. В отсутствии доступных сетей стоимость ТП может достигать 1,5–7 млн рублей за 150 кВт, уточнили в компании. В Punkt E говорят минимум о 5 млн рублей за 150 кВт, тогда как коммерчески приемлемая цена составляет менее 2 млн рублей.
Мощность ТП АЗС обычно не превышает 150 кВт, из которых на электрозарядку может быть направлено 20-30 кВт, что позволяет создать только медленную зарядку, обеспечивающую с учётом скорости подзарядки «подхват» только на 30-40 км пути, говорит акционер «Евротранса» (бренд «Трасса», имеет 11 ЭЗС на АЗС, планирует до 2032 года установить быстрые ЭЗС на 63 АЗС) Сергей Алексеенков. По его мнению, на АЗС нужно ставить модули быстрой ЭЗС с несколькими зарядками по 150 кВт и помещениями отдыха: «Это 1 МВт дополнительной мощности и вся инфраструктура комфорта, сами зарядки составят менее 5% цены, но тогда это полноценный бизнес, а не точка «подскока».