Литий-ион и другие технологии в РФ к 2030 году могут стать выгоднее ископаемых топлив
Россия к 2030 году получит возможность перестать быть преимущественно «бензиновой» страной, а дизельные силовые установки потеряют статус наиболее экономически эффективных, считают эксперты компании «Яков и партнёры».
«Наиболее обещающе уже в ближайшей перспективе выглядит применение литий-ионных аккумуляторов для легкового транспорта, использование твёрдооксидных топливных элементов на природном газе для генерации электроэнергии, а также использование сжиженного природного газа (СПГ) как альтернативного, более экологичного топлива для транспорта с большим запасом хода», – говорится в обзоре консалтинговой компании.
По мнению экспертов, эти три технологии имеют наибольший потенциал для коммерческого развития в России на горизонте двух – трёх лет по итогам оценки более 30 технологий новой энергетики. При этом остальные вряд ли будут экономически конкурентоспособны по сравнению с традиционными ДВС (двигателями внутреннего сгорания).
Как отмечают авторы исследования, уже через семь лет совокупная стоимость владения на протяжении всего жизненного цикла (total cost of ownership, ТСО) транспорта с твёрдооксидным топливным элементом в России может стать на 15% ниже, чем транспорта с ДВС. Причём в стране уже присутствует почти вся необходимая научная и инженерная база для запуска серийного производства, и идёт разработка недостающей технологии Metal Supported Cell, а наличие собственной ресурсной базы, в том числе цветных и редких металлов, создаёт для технологии значительный экспортный потенциал.
Другим перспективным направлением для России могло бы стать производство литий-ионных (Li-ion) аккумуляторов. Текущие темпы совершенствования производственного процесса, возможный эффект масштаба, выстраивание процессов переработки и повторного использования батарей, а также оптимизация их химического состава, по оценке экспертов «Яков и партнёры», приведут к тому, что к 2030 году ТСО литий-ионных аккумуляторов будет в среднем на 50% ниже, чем у дизеля. Более того, в сегменте легкового транспорта ТСО электромобилей был на 50% ниже, чем у автомобилей с ДВС уже в 2022 году, считают эксперты.
По их мнению, наличие собственного производства литий-ионных аккумуляторов позволит России сократить зависимость от импорта аккумуляторов и в долгосрочной перспективе – от зарубежных производителей легкового транспорта. Ключевым барьером для развития технологии является отсутствие в стране технологии производства полимерных сепараторов, поэтому для ускорения процесса перехода возможно наладить партнёрство с китайскими производителями, что позволит организовать всю цепочку выпуска батарей на территории России, полагают они.
Несмотря на высокую экологичность сжиженного газа и его доступность для широкого применения, для перехода колесного пассажирского транспорта с дизеля на СПГ потребуется развитие сети газомоторных заправочных станций и инвестиции свыше 700 млрд рублей, поэтому массовый переход будет иметь смысл только для локальных решений, например, для спецтехники, используемой в карьерах, утверждают исследователи.
Для водородных технологий, как отмечается в исследовании, технологические и экономические барьеры делают создание экономически эффективных силовых установок на базе топливных элементов на водороде на горизонте до 2030 года маловероятным. Применение водородных технологий будет целесообразным только при снижении стоимости топлива до $1,5–2 за килограмм, но к 2030 году таких показателей возможно добиться только в радиусе 200–300 км от места его производства. Развитие водородной энергетики при этом может быть коммерчески привлекательным при ориентации на экспорт в страны, которые делают ставку на водородные технологии для достижения нулевых выбросов углекислого газа на горизонте 30-40 лет (Япония, Южная Корея, Китай).
Исследователи отмечают, что диверсификация энергоносителей в транспортных средствах произойдёт только при совместных усилиях производителей транспортных решений, создателей инфраструктуры, потребителей и государства.