«Росатом» разработал новый малый реактор линейки ВВЭР тепловой мощностью 250–400 МВт

«Росатом» разработал новый реактор линейки самых современных отечественных водо-водяных реакторов (ВВЭР) – интегральный реактор малой мощности ВВЭР-И (250–400 МВт). Как рассказал 3 марта ТАСС генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс» (предприятие машиностроительного дивизиона «Росатома») Валерий Крыжановский, новый реактор отличает от его «старших» собратьев интегральность и модульность компоновки, компактность, малая мощность и повышенная безопасность.

«Мы стараемся следовать той идеологии, в соответствии с которой чем проще конструкция, меньше сложного оборудования – тем безопаснее и надёжней установка в целом. И нормальная эксплуатация, и системы безопасности ВВЭР-И построены на концепции максимального использования естественных природных движущих сил», – заявил г-н Крыжановский.

При разработке конструкции нового реактора, по его словам, учёные опирались на проверенные и хорошо зарекомендовавшие себя десятилетиями успешной безаварийной работы технические решения технологии ВВЭР. «Во всём мире сейчас ведётся интенсивная работа по включению в нормативные документы каких-то обособленных требований по безопасности в части установок малой мощности. Однако наш путь – удовлетворение всем требованиям как отечественной нормативной документации, так и признаваемым в международном сообществе требованиям уже сейчас, и это основа основ – безопасность превыше всего», – отметил генконструктор «Гидропресса».

Проектная тепловая мощность нового реактора – от 250 до 400 МВт. Что касается электрической мощности, более привычной для оценки электростанций, то это параметр, относящийся ко всей АЭС.

«При разработке проекта реакторной установки ВВЭР-И мы пока говорим о тепловой мощности реактора, которая составляет от 250 до 400 МВт. В базовых расчётах была принята мощность 250 МВт, при этом без существенных изменений в конструкции реактора по предварительным оценкам можно достичь 400 МВт тепловых, – сказал г-н Крыжановский. – Электрическая же мощность будет зависеть и от второго контура, проектирование которого ещё впереди, и от того, для каких целей будет использоваться энергоблок. Если речь, например, о теплоснабжении, то в этом случае, разумеется, электрическая мощность будет ниже».

В целом же, по словам Валерия Крыжановского, если ориентироваться на стандартные показатели, то можно будет рассчитывать на получение электрической мощности от одного реактора ВВЭР-И от 85 МВт в базовом варианте и до 130-140 МВт в форсированном. В силу малой мощности и компактного исполнения станции с реакторам ВВЭР-И можно будет размещать в непосредственной близости от населённых пунктов в качестве замены тепловым станциям малой мощности.

Интегральное исполнение реактора означает, что практически целиком первый контур интегрирован в корпус реактора, а движение теплоносителя (данном случае – воды) в реакторе происходит только за счёт естественной циркуляции. Весь контур циркуляции теплоносителя, включая парогенераторы, размещён внутри реактора. На выходе из корпуса получается уже перегретый пар, который может приниматься турбиной или поступать в теплообменные аппараты, обеспечивающие теплоснабжение потребителей.

«Преимущества интегральности очевидны – мы исключили трубопроводы большого диаметра. Максимальный размер трубопроводов, содержащих теплоноситель под высоким давлением – не больше 100 мм. А это значит, что, помимо возможности реализовать компактную компоновку реакторного отделения, мы минимизируем и количество, и размеры систем безопасности, исключая целый ряд потенциально возможных серьёзных аварий», – подчеркнул главный конструктор. Когда нет трубопроводов большого диаметра, разрыв которых должен учитываться при проектировании систем безопасности, значительно упрощается конфигурация и состав этих систем. Нормальная эксплуатация ВВЭР-И основана на саморегулируемом пассивном принципе отвода тепла от активной зоны путём естественной циркуляции. Системы безопасности этого реактора также обладают преимуществом пассивного принципа действия, не требующего электронасосов, дизель-генераторов для перевода и поддержания реакторной установки в безопасном состоянии.

Другая важная особенность ВВЭР-И – модульность. Это означает, в первую очередь, простую технологию ремонта и обслуживания. При необходимости, модули можно заменять целиком без каких-либо серьёзных трудностей. При этом, по словам г-на Крыжановского, сам реактор в сборе тоже может быть модульным компонентом. При этом концепция наращивания мощности до требований потребителя может предполагать размещение под одной оболочкой до двух-трёх реакторов.

«Мы стремимся к тому, чтобы минимизировать и объёмы реакторного отделения, и объёмы систем, предназначенных для обеспечения нормальной эксплуатации, и объёмы систем безопасности. Например, по сравнению со зданием реакторного отделения ВВЭР-1200 (такие установки составляют основу энергоблоков, в частности, Белорусской АЭС – ред.), имеющего диаметр около 45 м, мы уменьшили его до 25 м. Серьёзно должен быть сокращён в размерах по сравнению со своими «старшими братьями» и машинный зал, а какие-то здания и вовсе будут не нужны», – рассказал он.

Источник: ТАСС