Локализатор авто из КНР предложил ограничить цену зарядки коммерческих электромобилей ₽8 за 1 кВт•ч

Производитель электромобилей Evolute «Моторинвест» предлагает зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки электротранспорта на ближайшие годы на уровне 8 рублей за 1 кВт•ч. Сейчас даже себестоимость электроэнергии в регионах в основном выше 8 рублей, а цена зарядки на электрозарядных станциях (ЭЗС) доходит до 25 рублей, пишет «Коммерсант» 2 февраля. Участники рынка говорят, что инициативу можно реализовать только за счёт субсидий. Аналитики считают обоснованной господдержку сегмента на столь раннем этапе развития. Но другая идея «Моторинвеста», о введении квоты в 10% на закупку электромобилей в такси и каршеринги, пока не встретила понимания у потенциальных партнёров.

По данным газеты, на совещании в Минэкономики в конце 2022 года «Моторинвест» предложил ряд мер для стимулирования развития электромобилей в России. Например, в компании считают нужным гарантировать цену зарядки коммерческого электротранспорта на уровне до 8 рублей за 1 кВт•ч минимум на три – пять лет. Также «Моторинвест» выступил за введение обязательной квоты на электромобили в 10% от закупок машин в парки такси и каршеринга. В компании не прокомментировали свои идеи, в Минэкономики сообщили, что они прорабатываются.

Липецкий «Моторинвест» выпускает электромобили на базе китайских машин под собственным брендом Evolute. Автомобили поставляются в том числе в парки такси и каршеринга.

Сейчас стоимость зарядки на публичных ЭЗС намного выше: 15-25 рублей за 1 кВт•ч, рассказали участники рынка. Гендиректор «Ситидрайв» Эдуард Мингажев отмечает, что компания «приветствовала бы инициативу закрепить цену на уровне 8 рублей за 1 кВт•ч». Впрочем, он признаёт, что такая стоимость зарядки выглядит «слишком оптимистичной» с учётом роста тарифов на электроэнергию и инфляции.

«Для обслуживания большого парка важнее скорость и доступность ЭЗС, – подчёркивает г-н Мингажев. – Если зарядка будет дешёвой, но долгой, мы не сможем оперативно выводить автомобили на линию».

При этом в «Ситидрайв» не поддерживают установление квот на закупки машин: «При выборе автомобилей мы смотрим на спрос и интерес пользователей, экономическую целесообразность. Если компания готова поддерживать отрасль такси льготными тарифами на электромобили в течение нескольких лет – это будет хорошей альтернативой для пополнения действующих парков партнёров».

Идея обязательного квотирования электромобилей в парках кажется «Ситимобилу» «преждевременной», поскольку пока отсутствует достаточный опыт использования таких машин. В «Яндекс.Такси» соглашаются, что в условиях общего дефицита автомобилей квотирование в пользу отдельных производителей или типов транспорта может создавать «дополнительную нагрузку на парки». Там видят потенциал в электромобилях, но для их внедрения «важны благоприятные условия, включая конкурентные цены на электроэнергию».

Операторы ЭЗС закупают электроэнергию по тарифам от 6 до 10 рублей за 1 кВт•ч, отмечают в Punkt E (владеет 165 ЭЗС в РФ). В большинстве регионов тариф выше 8 рублей, а цена зарядки не может равняться закупочной цене на электроэнергию, уточняют там. По оценкам издания, в 30 регионах РФ конечная цена электроэнергии для коммерческих потребителей на низком напряжении превышает 8 рублей, а в 19 регионах составляет 7-7,9 рубля за 1 кВт•ч. Чтобы снизить цену зарядки до 8 рублей с учётом операционных расходов на содержание и амортизацию ЭЗС, потребуются субсидии, считают в Punkt E. Кроме того, для такси и каршеринга необходимы мощные станции на 150 кВт, а розничный тариф на них составляет до 20 рублей, поясняют в компании.

В целом стоимость быстрой зарядки в России сегодня доходит до 30 рублей за 1 кВт•ч, но и этот уровень остаётся одним из самых низких в Европе (например, в Германии, Бельгии – €0,69 за 1 кВт•ч), говорят в операторе Green Drive (25 ЭЗС в РФ). Тариф в 8 рублей за 1 кВт•ч лишает бизнес по развитию ЭЗС смысла, поскольку он становится убыточен. Даже текущие тарифы на услуги зарядки на ЭЗС Green Drive на уровне 20 рублей вне зависимости от региона низкомаржинальны, утверждают в компании.

В «Россетях» отмечают, что таксопарки и каршеринговые компании при переводе автопарков на электротранспорт смогут загрузить зарядную инфраструктуру на 60-70%. «Тогда себестоимость зарядки будет существенно снижена, что повлечёт за собой уменьшение тарифов и гарантирует окупаемость проектов по установке ЭЗС в среднесрочной перспективе», – поясняют в компании. Сейчас цена зарядки на ЭЗС «Россетей» от региона к региону составляет 15–25 рублей, но для корпоративных клиентов предусмотрены «специальные условия».

Автомобильный эксперт Владимир Беспалов отмечает, что если в тариф на ЭЗС закладываются инвестиции, то он, очевидно, не может без субсидирования равняться себестоимости. Развитие электромобилей необходимо, в том числе региональным властям, поэтому имеет смысл обсуждать государственные субсидии. В долгосрочной перспективе стоимость самих электромобилей будет снижаться, а спрос на инфраструктуру расти, заключает г-н Беспалов: тогда можно отказываться от поддержки сегмента.

Коммерсант