СО ЕЭС надеется на внедрение целевой модели управления спросом в энергетике с 2023 года
Целевая модель управления спросом в электроэнергетике может заработать с 2023 года, если вовремя будут приняты все нормативные документы, сообщил 14 июля на брифинге член правления «Системного оператора ЕЭС» Андрей Катаев.
«Мы понимаем, что нам надо продлить «пилот» (в рознице – ред.) на 2022 год, если мы не хотим потерять темп, который мы набрали. По срокам – очень надеемся, что у нас получится внести изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике», то есть на уровне законодательства урегулировать взаимоотношения, появление нового типа участников, нового сектора оптового рынка, выпустить правила, провести отборы... Надеемся, что с 1 января 2023 года мы эту самую целевую модель со всеми теми целевыми показателями сможем запустить», – заявил г-н Катаев.
Закон и подзаконные акты для этого должны выйти в 2022 году. По его словам, внедрение агрегаторов на все сектора ОРЭМ – основная задача «Системного оператора». В рынке мощности учитывать эти объёмы можно при хорошем стечении обстоятельств с 2028 года, пояснил он, отметив, что принять все нормативные документы к ближайшему конкурентному отбору мощности (КОМ) в ноябре (отбор на 2027 год – ред.) не удастся.
«Цели у нас на ближайшие годы понятны – в обозримой перспективе нам кажется, что мы сможем достигнуть объёмов (участие в механизме управления спросом – ред.) около 4 ГВт», – сказал Андрей Катаев.
Агрегаторы спроса отбираются в рознице в пилотном режиме уже два года. В последнем отборе на третий квартал СО выбрал участников с заявками на 963,4 МВт, что на 30,6% больше объёма второго квартала.
Ранее «Системный оператор» предложил продлить этот механизм «пилотных» отборов агрегаторов на 2021 год, и правительство приняло соответствующее решение. Теперь речь идёт о возможном продлении механизма и на 2022 год.
Предполагалось, что внедрение таких отборов в функционирование опта станет следующим этапом развития механизма. В январе Минэнерго сообщало, что подготовило законопроект о развитии аналогичного механизма на оптовом рынке. Розница от опта отличается сложной системой регулирования. Фактически можно было бы навсегда отдать функцию агрегаторов сбытовым компаниям, но было решено ввести дополнительный договор услуг с агрегатором для потребителей, помимо существующих договоров со сбытами.
В перспективе в СО ЕЭС в целом механизм управления спросом видят элементом замещения наименее востребованных мощностей в энергосистеме.