СО: «Для интеграции ВИЭ в ОЭС Юга потребуется решить вопросы стандартизации»
Для успешной интеграции существенных объёмом ВИЭ-генерации в ОЭС Юга, уже распределённых в рамках конкурсов ДПМ ВИЭ, необходимо, прежде всего, решить вопросы стандартизации технических требований к вводимому оборудованию ВИЭ, заявил 12 декабря заместитель председателя правления «Системного оператора ЕЭС» (СО) Фёдор Опадчий в ходе конференции «Ведомостей» «Будущее возобновляемой энергетики в России».
В своём выступлении Фёдор Опадчий обратил внимание участников мероприятия на исследование Международного энергетического агентства (МЭА), которое выделяет четыре стадии внедрения ВИЭ-генерации в традиционные энергосистемы. Согласно этому документу, на первом этапе, когда доля ВИЭ в годовой выработке не превышает 3%, специальных мер для её интеграции обычно не требуется, если только ВИЭ не являются сильно локализованными в энергосистеме. На втором этапе, когда доля ВИЭ составляет 3–15 %, необходима адаптация имеющихся ресурсов регулирования, технологий и способов управления энергосистемой. На третьем этапе, когда доля ВИЭ превышает 15 % от годовой выработки, а также дальнейших стадиях, уже требуется глубокая перестройка работы энергосистемы и внедрение новых средств и инструментов поддержания работы энергосистемы. Четвертая стадия – более 50% годовой выработки ВИЭ-генерации.
«По итогам конкурентных отборов мощности, до 2023 года у нас должно быть введено в эксплуатацию около 5 ГВт ВИЭ-генерации, что незначительно в масштабах ЕЭС России. Однако здесь нужно учитывать территориальное распределение – 3 из 5 ГВт будут построены в ОЭС Юга. Это значит, что в рамках Объединённой энергосистемы Юга, согласно методологии МЭА, к 2023 году мы фактически будем находимся на третьей стадии внедрения ВИЭ», – отметил г-н Опадчий.
Поэтому для успешной интеграции такого объёма ВИЭ-генерации в энергосистему необходимо, прежде всего, решить вопросы стандартизации технических требований к вводимому оборудованию ВИЭ, отметил замглавы СО.
«Автоматика ограничения снижения и повышения напряжения и частоты должна соответствовать параметрам системы. Это практически ничего не стоит на этапе проектирования, но становится затратным, когда проекты уже реализованы. Также необходимо учитывать, что в разных странах нормативы отклонения частоты электрического тока отличаются, соответственно, у генерирующего оборудования разных производителей реакция на изменение частоты тоже может быть разной. Если ВИЭ не будут соответствовать принятым в ЕЭС России техническим требованиям, они могут стать потенциальным источником аварий. То же самое относится к работе релейной защиты этих объектов. Все эти технические требования могут быть установлены на уровне документов регуляторов», – пояснил Фёдор Опадчий.
Помимо вопроса стандартизации технических требований к оборудованию ВИЭ для надёжной работы энергосистем со значительным объёмом ВИЭ необходимо развивать системы прогнозирования выработки ВИЭ, поскольку в отсутствие достоверных прогнозов их работы в энергосистеме необходимо постоянно поддерживать полноценное резервирование в объёме ВИЭ, что фактически означает необходимость дополнительного включения тепловой генерации и её работы в неэкономичных режимах и/или резервирования пропускной способности электрических сетей.
«Мы проводили предварительные исследования в ОЭС Юга, где планируется строительство ВИЭ. Они показали, что существует как минимум три области, в которых потребуется проведение специальных мероприятий, чтобы планируемые объёмы ВИЭ были нормально интегрированы в работу ОЭС Юга. Речь идёт о совершенствовании системы прогнозирования нагрузки ВИЭ, привлечении ресурсов регулирования традиционной генерации для компенсации нестабильной нагрузки ВИЭ, а также развитии инструментов накопления – при условии их экономической эффективности», – отметил г-н Опадчий.
О проблеме переизбытка ВИЭ-мощностей в ОЭС Юга говорил в октябре директор по энергорынкам СО Андрей Катаев. У проблемы 2023 года в ОЭС Юга могут быть два решения: либо расшивка сетевой инфраструктуры, либо запрет на выдачу энергии в сеть тем зелёным станциям, выработка которых не может быть оперативно закрыта имеющимся перетоками. Подобный объём сетевого строительства выглядит колоссальным, так что единственным реальным вариантом выглядит запрет на включение станций в сеть, признавали ранее представители СО и «Совета рынка». Ситуация грозит ВИЭ-генераторам недополучением выручки, их необходимо информировать о рисках: пока у них ещё есть нештрафуемая возможность поменять регион размещения электростанции за год до начала строительства, пояснял два месяца назад Андрей Катаев.