Инвесторы отказываются строить 5 ГВт ВЭС в Германии из-за роста цен на оборудование
Амбициозная программа Германии по масштабному строительству ВИЭ испытывает проблемы. Инвесторы отказываются от строительства 5 ГВт наземных ветряных электростанций (ВЭС) из-за резкого роста цен на оборудование, пишет «Коммерсант» 8 июля. Затормозились и проекты морских ВЭС на 6 ГВт. В результате Германия, закрывшая в этом году все свои АЭС, зимой будет вынуждена ещё сильнее снижать потребление или увеличивать импорт дешёвой электроэнергии с французских АЭС.
Министерство экономики Германии разрешит инвесторам в строительство наземных ВЭС отказываться от контрактов из-за роста затрат, сообщает агентство Bloomberg. Проекты общей мощностью около 5 ГВт, на которые в последние два года были предоставлены субсидии, не были построены, заявили в министерстве. На фоне всплеска инфляции и роста цен на оборудование проекты становятся невыгодными.
Инвесторы, отказавшиеся от обязательств по строительству ВЭС, вероятно, снова смогут заключить контракты по более высоким ценам. В министерстве экономики Германии пояснили, что резкое подорожание оборудования невозможно было предвидеть в момент заключения контрактов, а теперь цены выглядят более реалистичными. Это министерство возглавляет вице-премьер Роберт Хабек, представитель фракции «Зелёные», который активно поддерживает строительство новых возобновляемых источников в Германии и выступал главным сторонником досрочного закрытия немецких АЭС и отказа от российского газа.
Германия занимает первое место в ЕС по объёму производства электроэнергии. В 2022 году электростанции страны произвели 509 млрд кВт•ч (на 1,9% меньше, чем в 2021 году). Доля выработки угольных ТЭС составила 33,3%, газовых ТЭС – 11,4%. Объём ВЭС в энергобалансе достиг 24,1%, а солнечной генерации – 10,6%.
Проблемы испытывают также проекты строительства 6 ГВт морских ВЭС в Германии и солнечных электростанций, указывает Bloomberg. «Неспособность девелоперов воплотить свои планы в жизнь дала основания для сомнений в реалистичности немецкой программы взрывного роста мощности ВИЭ», – пишет агентство. К 2030 году власти Германии хотят увеличить долю выработки ВИЭ минимум до 80%. Для сравнения: в 2022 году доля производства всех ВИЭ, включая гидроэлектростанции, в энергобалансе Германии достигла 46%. Общая установленная мощность ВЭС в стране составляет примерно 60 ГВт, отмечает директор ИАЦ «Новая энергетика» Владимир Сидорович.
Объём недостроенных субсидируемых наземных ВЭС примерно соответствует мощности атомных энергоблоков, закрытых в Германии весной 2023 года. Три остановленных реактора на 4 ГВт, по оценкам Центра экономического прогнозирования «Газпромбанка», составляли около 2% от всей энергомощности страны. В сутки АЭС вырабатывали около 63 ГВт•ч, или 5–6% от суммарного объёма производства. Из-за затяжной стройки ВЭС в стране вряд ли возникнет энергодефицит, но, вероятно, Германии придётся увеличить импорт более дешёвой электроэнергии с АЭС из Франции и других стран либо ещё сильнее снизить внутренний спрос.
Резкий рост цен на оборудование, компоненты и материалы для строительства ВЭС наблюдается с конца 2021 года практически по всему миру, говорит директор российской Ассоциации развития возобновляемой энергетики Алексей Жихарев. «По отдельным компонентам, например по неодиму для постоянных магнитов, прирост цен в определённые периоды превышал 100%, – говорит он. – В среднем же CAPEX проектов ВЭС в зависимости от региона вырос на 20–25%: например, российские проекты за этот период подорожали более чем на 22%».