«РусГидро» квалифицировало долю в проекте ГЭС в Киргизии как актив на продажу

Совет директоров «РусГидро» внёс в список непрофильных активов киргизское ЗАО «Верхне-Нарынские ГЭС», где у компании 50%, распорядившись о продаже доли, следует из раскрытия энергохолдинга. Но пока покупателя на этот актив нет, говорят источники, знакомые с ситуацией, а власти Киргизии вряд ли найдут для этого средства.

Москва и Бишкек подписали межправсоглашение о строительстве Верхне-Нарынского каскада ГЭС в сентябре 2012 года. Акбулунская и три Нарынских ГЭС общей мощностью 237,7 МВт и стоимостью 24 млрд рублей должны были строиться паритетным СП «РусГидро» и киргизского АО «Электрические станции». Организацию финансирования брала на себя Россия по схеме 50% – в виде бюджетного взноса в «РусГидро», 50% – через организацию кредита на льготных условиях LIBOR + 1,5% в СП-исполнителя. «РусГидро» рассчитывало получить от государственного «Роснефтегаза» (SPV-компания, владеющее госдолями в «Роснефти», «Газпроме» и «Интер РАО») на киргизский проект 12 млрд рублей.

В январе 2016 года Киргизия заявила о денонсировании межправсоглашения, сославшись на отсутствие решений со стороны РФ в связи с непростой экономической ситуацией, неблагоприятной внешней конъюнктурой и бюджетными ограничениями. По сути РФ не смогла привлечь средства на ранее оговоренных условиях и признавала возможность задержек по проекту. Тогда же Киргизия заявляла, что намерена вернуть $37 млн, вложенные российской стороной, когда найдёт новых инвесторов для ГЭС.

Летом 2017 года Киргизия заявила, что нашла нового инвестора, подписав контракт на строительство Верхне-Нарынских ГЭС с чешской Liglass Trading CZ за $500 млн. Тогда же в Бишкеке заявили, что чехи согласны выкупить долю «РусГидро» по цене понесённых затрат – вернуть госхолдингу $37 млн в течение месяца. Но и эта схема не реализовалась, и уже в октябре правительство Киргизии расторгло соглашение с Liglass Trading, так как та не выполнила обязательства в срок.

«РусГидро» уже подала иск к властям Киргизии в суд в Гааге с требованием вернуть инвестиции, но слушания ещё не начинались. Как пояснили в «РусГидро», материалы по делу направлены в Постоянный третейский суд в Гааге, уже сформирован персональный состав коллегии арбитров.

Основные принципы строительства ГЭС в Киргизии были определены на межправительственном уровне, ожидалась «фиксация договорённостей на уровне конкретных инвестсоглашений и договорной обвязки», напоминает управляющий партнёр «УК Право и Бизнес» Александр Пахомов. Но киргизская сторона уже на стадии обсуждения формулировок не смогла дать ни гарантий возвратности инвестиций, ни иных правительственных гарантий, добавляет он.

В споре позиции «РусГидро» выглядят сильнее, чем у ответчика, считает г-н Пахомов, но не факт, что, встав на сторону холдинга, суд удовлетворит исковые требования на $37 млн в полной мере. Сам факт наличия таких инвестиций и денонсированный в одностороннем порядке договор дают «РусГидро» серьёзные шансы на победу, но объём этих инвестиций будет необходимо подтвердить и обосновать, говорит юрист. Он добавляет, что наложение арбитражем на киргизскую сторону обязательств не гарантирует наличия необходимой суммы в бюджете «Электрических станций» или государства. «Я не думаю, что в «РусГидро» не отдают себе в этом отчёта, – продолжает Александр Пахомов. – Поэтому подача искового заявления во многом выглядит как попытка надавить на контрагента по завершению процесса выхода холдинга из совместного проекта если не на своих, то, как минимум, на неких компромиссных условиях».

Коммерсант