Минфин отказался выводить энергокомпании с госдолей от 20% из-под windfall tax

Минфин не поддерживает поправку главы комитета по энергетике Госдумы Павла Завального о выводе из-под действия windfall tax компаний электроэнергетической сферы с долей госучастия более 20%, заявил 17 июля на заседании в комитете по бюджету Госдумы замминистра финансов Алексей Сазанов. В ходе заседания комитета поправка была отклонена.

Ранее об аналогичном исключении правительство попросил министр энергетики Николай Шульгинов, рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с содержанием соответствующего письма, направленного 28 июня. По его словам, Минэнерго аргументировало свою позицию тем, что в отрасли электроэнергетики ряд видов деятельности осуществляется по регулируемым государством тарифам, а часть прибыли учитывается государством как источник финансирования инвестпрограмм в следующих периодах регулирования.

Государство уже получила часть прибыли таких компаний в виде дивидендов, а также определила долгосрочные цели использования прибыли, сохраненной внутри компании, пересказывает источник «Интерфакса» доводы Минэнерго. Исходя из ставки налога в 10%, ведомство оценило нагрузку на компании с обозначенной выше долей госучастия в 21,8 млрд рублей. Большая часть приходится на «Росэнергоатом» – 9,7 млрд рублей, «Интер РАО» – 5,2 млрд рублей, «Россети» – 3,3 млрд рублей, приводит данные источник.

Ранее «Коммерсант» оценивал общий взнос российского электроэнергетического сектора в бюджет по налогу на сверхприбыль (windfall tax) в сумму до 25 млрд рублей. По оценкам газеты, крупнейший взнос в бюджет может поступить от «Росэнергоатома» (входит в «Росатом», эксплуатирует российские АЭС) – 8–10 млрд рублей. Второй по величине плательщик – группа «Интер РАО» (около 4 млрд рублей), в том числе до 2,3 млрд рублей может заплатить ПАО «Интер РАО», АО «Интер РАО Электрогенерация» – до 1,3 млрд рублей, а «Мосэнергосбыт» (входит в «Интер РАО») – 0,4 млрд рублей. ООО «Газпром энергохолдинг» (управляет энергоактивами «Газпрома») и его дочерние структуры («Мосэнерго», ОГК-2, ТГК-1, МОЭК) могут в совокупности заплатить 1,3–1,7 млрд рублей сверхприбыли. Ещё 3,3 млрд рублей могут предоставить «Россети», на ПАО «РусГидро» приходится около 0,9 млрд рублей, а на ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (входит в «РусГидро») — около 0,13 млрд рублей. Оценочный объём выплаты для АО «Евросибэнерго» (энергетический бизнес En+) может находиться в диапазоне 0,2–1 млрд рублей. У АО «Богучанская ГЭС» (совместный проект «РусГидро» и En+) разовый платёж может достигнуть 0,7 млрд рублей. Сумма налога для ПАО «Т Плюс» может составить до 0,2 млрд, у «Системного оператора» (СО, диспетчер энергосистемы) могут изъять до 0,2 млрд рублей.

Поправка от комитета по энергетике также предполагала ряд других предложений, в том числе выведение из-под налога на сверхприбыль прошлых лет организаций, осуществлявших в течение 2022 года стивидорную деятельность, связанную с погрузкой-выгрузкой угля (транспортную обработку грузов в виде угля). В ходе обсуждений комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил и эту инициативу.

Первоначально предполагалось, что не будут платить windfall tax компании, созданные после 2020 года, малые и средние предприятия, плательщики единого сельхозналога. От уплаты освобождались также нефтегазовые и угледобывающие компании, так как для них в этом году уже предусмотрены дополнительные налоговые изъятия. Тем не менее, Бюджетный комитет поддержал поправку кабмина о выведении из-под налога на сверхприбыль ещё ряда категорий. Так, из состава его плательщиков исключается ряд застройщиков, финансовых организаций и компании, которые в 2018 и 2019 годах не имели выручки от реализации.

Поправки в Налоговый кодекс, которыми вводится разовый сбор в бюджет из сверхприбыли российского бизнеса за 2021-2022 годы, формально вступят в силу только с 1 января 2024 года, но в законопроекте прописан серьёзный стимул к досрочной, ещё в 2023 году, уплате windfall tax. Ставка налога составит 10% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 годы над аналогичным показателем за 2018-2019 годы, налог должен быть уплачен не позднее 28 января 2024 года, при этом выплату можно снизить в два раза – до эффективной ставки 5%, если перечислить обеспечительный платёж с 1 октября по 30 ноября 2023 года.

Источник: Интерфакс,ПРАЙМ, Переток