РБК: «Минэнерго предложило отменить льготы для проектов КОММод с российскими ГТУ»
Минэнерго предлагает отказаться от применения критерия инновационности к созданным в России отечественным газовым турбинам в рамках дальнейшей реализации программы модернизации тепловых электростанций, передал РБК. Это следует из проекта постановления правительства о комплексной доработке механизма КОММод (конкурсный отбор проектов модернизации), уже прошедшего общественное обсуждение. Отмену критерия подтвердили РБК в министерстве.
Будущие отборы проектов модернизации ТЭС в 2024-м и последующих годах не предполагают использование головных образцов (первых несерийных) российского газотурбинного оборудования, как это было на ранних этапах, объясняют в Минэнерго. Тогда производство турбин только разворачивалось, поэтому для поддержки машиностроителей и проектов с первыми отечественными установками было принято решение применить дополнительные льготные условия, вытекающие из инновационности (например, нештрафуемый перенос срока начала работы).
Дальнейшее использование критерия инновационности нецелесообразно, считают в Минэнерго. Он был важен на этапе «детских болезней» нового оборудования, но «плодить безответственность» министерство не готово, объяснил РБК позицию ведомства глава департамента развития электроэнергетики Андрей Максимов в кулуарах конференции «Территория энергетического диалога» (ТЭД).
В 2022 году энергокомпании начали сдвигать сроки запуска проектов модернизации ТЭС из-за проблем с поставкой оборудования. Проекты примерно на 2 ГВт из общего числа отобранных, «скорее всего, не будут реализованы», но могут быть снова разыграны на отборе в будущем, указал г-н Максимов. «Речь идёт об отказах со штрафами для генкомпаний и регрессных штрафах для производителей», – добавил глава департамента, выступая на конференции.
В августе Минэнерго опубликовало проект постановления правительства о комплексной доработке механизма КОММод. В частности, документ предусматривал проведение помимо общего залпового отбора проектов с газовыми турбинами (ГТУ) на 2028–2030 годы в объёме до 3 ГВт. При этом отсутствовало указание на инновационность участвующих установок, но в пояснительной записке отмечалось, что подразумеваются локализованные турбины.
Общественное обсуждение проекта завершилось в начале сентября. 19 сентября замминистра энергетики Евгений Грабчак сообщил, что под залповый отбор проектов с российскими ГТУ теперь предлагается зарезервировать не 3 ГВт, а 5 ГВт. В части предельных капзатрат на реализацию проекта предложения не менялись, рассказал РБК г-н Максимов. Также по-прежнему предлагается провести отбор проектов ПГУ без критерия инновационности.
Отмена статуса инновационности, возможно, позволит активнее воздействовать на поставщиков энергооборудования, затягивающих реализацию контрактов, считает директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим. Вместе с тем такой подход, по сути, может усилить ответственность самих генерирующих компаний за срыв срока ввода проектов по вине машиностроителей, добавляет старший консультант группы аналитики в электроэнергетике Kept Екатерина Артеменкова.
По словам Андрея Максимова, с предложением отказаться от инновационного подхода в предстоящих отборах согласны не все генерирующие компании. «Но выработка электроэнергии не происходит для самой себя, она нужна для снабжения потребителей. Если нам придётся сейчас выключить свет, мы все расстроимся и не будем выяснять с вами, кто именно виноват и какие (чьи) головные образцы где там не работают», – подчеркнул он.
По данным источника РБК в отрасли, ещё в июне на совещании в Минэнерго по предстоящему в 2024 году КОММод представитель «Юнипро» высказывался о целесообразности сохранения критерия инновационности, но с возможным пересмотром льготных условий. Согласно протоколу этой встречи (есть у издания), компания указывала на «отсутствие как опыта эксплуатации газотурбинных установок отечественного производства, так и информации о заключённых контрактах на их поставку и, как следствие, — о нецелесообразности их дальнейшего учёта в качестве серийных образцов».
В пресс-службе «Т Плюс» напомнили, что для отбора на 2028–2030 годы комплексные испытания прошла только турбина ГТД-110 (ОДК), а ГТЭ-170 и ГТЭ-65 («Силовые машины») пока не подтвердили заявленную мощность и экономичность, «поэтому генерирующие компании видят для себя риски их использования». По мнению «Т Плюс», было бы оптимально обеспечить возможность переноса срока начала реализации проектов модернизации в случае задержки и серийных газовых турбин. Согласно протоколу, такую же позицию на совещании высказывали «Интер РАО» и «Юнипро». «Использование серийных образцов газовых турбин гарантирует выработку определённой мощности и КПД. При использовании же головного образца может потребоваться доработка агрегатов для достижения заявленных параметров, поэтому логично предоставить возможность генерирующим компаниям перенести срок ввода оборудования в эксплуатацию до 36 месяцев без применения штрафных санкций», – считают в «Т Плюс».
В пресс-службе «Силовых машин» РБК сообщили, что «поддерживают план Минэнерго». В Минпромторге заверили, что на сегодняшний день для сооружения генерирующих объектов как в рамках КОММод и КОМ НГО (строительство новых станций), так и отдельных проектов в России производится и обслуживается полная номенклатура оборудования. При этом ведомство «будет настаивать на инновационности при разработке новых газовых турбин мощностью более 200 МВт».
Минпромторг считает, что в предстоящем отборе нет необходимости снижать требования к локализации комплектующих газотурбинных установок. Что касается дополнительных мер воздействия на машиностроителей, то, по мнению Минпромторга, в рамках российского законодательства уже установлен высокий уровень ответственности поставщиков за нарушение договорных условий – в частности, через взыскание убытков в судебных процессах. Однако в Минэнерго рассказали, что совместно с другими ведомствами «ведётся разработка соответствующих механизмов». «Одна из важнейших задач – создать действенные механизмы стимулирования участников к соблюдению договорных сроков, а не создающие дискриминирующие или невыполнимые условия», – отметили в министерстве.