МЭР предлагает расширить перечень энергопроектов, попадающих под льготное кредитование
Минэкономразвития (МЭР) РФ предложило расширить перечень проектов технологического суверенитета и структурной адаптации, которые смогут получить льготные кредиты и выпускать облигации, пишет РБК. В перспективе, по оценкам ВЭБ.РФ, кредитный портфель по этой программе может составить 5–10 трлн рублей, однако пока объём вложений составил лишь 264 млрд рублей, в том числе из-за нехватки самих проектов. Сейчас МЭР предлагает распространить нормы на строительство электростанций при условии использования российских турбин и комплектующих; на зелёные проекты в промышленности высоких переделов, энергетике и отрасли обращения с отходами, а также на производство оборудования для возобновляемой, водородной и атомной энергетики.
МЭР предложило расширить критерии таксономии, в рамках которой определяются проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. Проект постановления правительства, подготовленный ведомством, есть у РБК. Предполагается, что указанный статус смогут получить проекты в сфере импортозамещающей промышленности, электроэнергетики (в том числе возобновляемой), туризма, транспорта. Это позволит им пользоваться льготным банковским финансированием, а также выпускать облигации под реализацию проектов – соответствующее регулирование разрабатывается Банком России.
Таксономия технологического суверенитета – это стимулирующий инструмент для бизнеса, который подразумевает применение сниженных коэффициентов риска при финансировании приоритетных проектов банками. Таким образом для проектов, в которых заинтересовано государство, упрощается привлечение кредитных средств по приемлемым ставкам.
«Таксономия технологического суверенитета позволяет снизить нагрузку на капитал банков. Благодаря этому уже 12 крупных проектов в машиностроении, энергетике, науке получили доступ к льготному кредитованию», – отметил первый замминистра экономического развития Илья Торосов. Общая сумма выделенных средств превышает 264 млрд рублей, уточнили в МЭР.
Ранее ВЭБ.РФ оценивал, что стимулирующие меры могут помочь сформировать кредитный портфель в объёме 5–10 трлн рублей, в том числе 1–2 трлн рублей в первый год после запуска механизма. Разрыв между потенциальным и фактическим размером финансирования в рамках программы связан с ужесточением денежно-кредитной политики и нехваткой подходящих проектов, говорила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в апреле 2024 года.
«Конечно, нужно сделать скидку на сравнительно короткую историю программы и ужесточение денежно-кредитных условий. Но главное – это нехватка качественных проектов по тем ключевым направлениям, которые перечислены в таксономии», – указывала она.
ЦБ хочет распространить стимулы, которые сейчас действуют для банковского кредитования приоритетных проектов, на вложения банков в облигации, отмечала г-жа Набиуллина. Вносимые МЭР изменения позволят компаниям выпускать облигации, направленные на финансирование проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики, следует из проекта постановления. Это позволит компаниям привлекать финансирование на более выгодных условиях и снизить зависимость от иностранных источников фондирования, рассчитывает первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Алексей Мирошниченко.
Банк России планирует распространить на облигации по проектам таксономии те же стимулы, что уже действуют для кредитов на такие проекты, сообщили РБК в ЦБ. «Снижение риск-весов будет зависеть от значимости проекта (техсуверенитет – первый приоритет, структурная адаптация – второй) и его кредитного качества, которое будет оцениваться на основе национальных кредитных рейтингов. В зависимости от этих факторов риск-веса по облигациям могут быть снижены на 30–70% от их стандартной величины», – указал регулятор.
Там ожидают, что такие стимулы поспособствуют росту финансирования проектов таксономии, а в перспективе – созданию «нового сегмента рынка ценных бумаг, объём которого может потенциально составить несколько триллионов рублей». Также регулятор прогнозирует положительный эффект для распределения кредитного риска: если кредит на проект таксономии выдаёт, как правило, один банк (кредитный риск сконцентрирован), то выпуск облигаций может приобрести широкий круг инвесторов (кредитный риск распределён). «Из этих соображений мы планируем дать облигациям приоритет над кредитами с точки зрения более долгого периода действия льгот (десять лет, а не семь)», – отметили в Банке России.
На сегодняшний день соответствовать таксономии могут два типа проектов: проекты технологического суверенитета и структурной адаптации экономики. К первым относятся производства, которых в настоящий момент в России нет, – например, комплексов бортового радиоэлектронного оборудования или высокоскоростных пассажирских лифтов. Количество отраслей ограничено, их 13: автомобилестроение, железнодорожное, нефтегазовое, сельскохозяйственное и специализированное машиностроение, медицинская, фармацевтическая и химическая промышленность, станкоинструментальная промышленность и тяжелое машиностроение, судостроение, электронная и электротехническая промышленность, энергетическая и авиационная промышленность.
Минэкономразвития предлагает расширить указанный перечень новыми направлениями, предусматривающими:
· строительство электростанций при условии использования российских турбин и комплектующих;
· обустройство и развитие новых месторождений редкоземельных металлов;
· зелёные проекты в промышленности высоких переделов, энергетике и отрасли обращения с отходами;
· производство композитных материалов, оборудования для СПГ, оборудования для возобновляемой, водородной и атомной энергетики.
Кроме того, предполагается расширить спектр применения таксономии внутри уже входящих в неё отраслей технологического суверенитета на высокотехнологичные товары на основании актуализированных перечней импортозамещения, которые составляет Минпромторг. Например, на проекты в сфере производства канатных дорог, 3D-принтеров, криогенных ёмкостей для хранения и транспортировки жидкого водорода и т.д.
Зелёные проекты, которые предложено включить в таксономию, предполагают в том числе создание производств по утилизации отходов (включая сжигание отходов для получения энергии), строительство АЭС, создание или модернизацию заводов по производству стали и алюминия, производство водородного топлива.
Импортозамещение в турбиностроении развивается «положительно», если говорить о создании газовых турбин большой мощности, считает старший консультант группы аналитики в электроэнергетике Kept Екатерина Артеменкова. Она напоминает, что «Объединённая двигателестроительная корпорация» (входит в «Ростех») завершила основной этап испытаний турбины ГТД-110М на Ударной ТЭС, а «Силовые машины» изготовили первую серийную газовую турбину большой мощности ГТЭ-170. «Наращиваются производственные мощности по выпуску около десяти турбин в год», – говорит она.
Г-жа Артеменкова считает высоким потенциал строительства генерации в России. В 1960–1990 годах был период ежегодного ввода по 2–8 ГВт новых мощностей, и настал период замены оборудования на новые мощности. «Программы модернизации позволили существенно обновить парк генерации. Мера, обеспечивающая специальные условия финансирования, не просто позитивна, но и крайне необходима для отечественного энергомашиностроения», – подчеркнула она.
В «Сообществе потребителей энергии» считают, что меры господдержки и связанный с ними госконтроль позволят избежать олигопольного формирования цены производства энергетического оборудования и строительства объектов электроэнергетики. «Важно прийти к сбалансированным ценам, которые позволят развить производственные возможности отечественного энергомашиностроения, производить турбины в количестве и модельном разнообразии, необходимом экономике страны, строить электростанции в соответствии с прогнозом потребления». Однако «важно, чтобы цены не убивали экономику промышленных предприятий, которые всё это оплачивают», добавили в ассоциации.