За заниженные тарифы в новых регионах пополам заплатят потребители 1 ЦЗ и бюджет
Правительство РФ решило поровну поделить между бюджетом и бизнесом финансовую нагрузку, возникающую из-за поставок электроэнергии в новые субъекты РФ по сниженным ценам, пишет «Коммерсант» 16 февраля. Речь идёт о 36 млрд рублей в 2024 году, половину из которых промпотребители первой ценовой зоны ОРЭМ (1 ЦЗ, европейская часть России и Урал) через новую спецнадбавку к цене на мощность АЭС. Это увеличит платёж промышленности за мощность на 2,5%, до 712 млрд рублей. Остальные 18 млрд рублей предлагается выделить из бюджета, но пока в нём заложено лишь 3 млрд рублей.
Промпотребители электроэнергии 1 ЦЗ в 2024 году заплатят 18 млрд рублей за поставку электроэнергии по сниженным ценам в новые регионы РФ, следует из распоряжения правительства №4084-р (опубликовано 5 февраля). Коммерческие потребители заплатят эти деньги через специальную надбавку к цене на мощность АЭС в размере 128,22 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. Решение о её введении было утверждено кабмином в конце декабря. Эти средства необходимы для возмещения части выпадающих доходов ООО «Единый закупщик» (структура «Атомэнергосбыта», входит в концерн «Росэнергоатом») от поставок электроэнергии в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую области, отмечается в распоряжении.
Правительство назначило «Единый закупщик» поставщиком электроэнергии на новых территориях в августе 2023 года. С 1 октября компания покупает электроэнергию по тарифам у электростанций в новых регионах, а часть электроэнергии – по рыночным ценам в соседних регионах РФ. Конечные тарифы на электроэнергию не окупают этих затрат «Единого закупщика», разницу необходимо субсидировать.
Общий объём выпадающих доходов «Единого закупщика» на 2024 год будет вдвое больше – 36 млрд рублей. Изначально ФАС предлагала установить объём надбавки на уровне 33 млрд рублей, однако в процессе длительных дискуссий регуляторов было решено сократить нагрузку на рынок. Как пояснили в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), правительство решило оставшиеся 18 млрд рублей профинансировать из федерального бюджета. Несколько источников газеты, знакомых с обсуждением вопроса, рассказали, что сейчас в федеральном бюджете на 2024 год на эти цели предусмотрено лишь 3 млрд рублей. Вице-премьер Александр Новак дал поручение Минэнерго изыскать дополнительно 15 млрд рублей. В Минэнерго, в Минфине и «Едином закупщике» не ответили на вопросы.
Новая надбавка для финансирования поставок в новые территории увеличит платёж за мощность для промышленности в европейской части РФ и на Урале. По оценкам собеседников Ъ, новая надбавка может увеличить платёж 1 ЦЗ в этом году примерно на 2,5%, до 712 млрд рублей. Кроме того, перетоки электроэнергии на новые территории влияют на цену электроэнергии на рынке «на сутки вперёд» (РСВ): за счёт повышения спроса растут цены в энергосистеме юга. Так, в январе наибольший прирост цен РСВ (сразу на 11,8% по отношению к декабрю) произошёл именно на юге, а в некоторые часы цена превышала 3 тыс. рублей за 1 МВт•ч. Среди причин такого роста: сокращение выработки ВИЭ, ремонты на АЭС, а также сетевые ограничения при росте перетока в смежные энергосистемы, пишет издание.
На оптовом энергорынке уже существуют специальные надбавки для субсидирования отдельных регионов страны. Например, в текущем году первая ценовая зона заплатит через цену на мощность 26,8 млрд рублей за строительство ТЭС в Калининградской области, а также 2,9 млрд рублей (до марта текущего года) – за строительство электростанций в Крыму. Кроме того, весь энергорынок, включая Сибирь, платит за снижение цен на электроэнергию на изолированных территориях Дальнего Востока субсидию в размере 31 млрд рублей. Платёж энергорынка за мощность модернизированных электростанций на Дальнем Востоке в текущем году составит около 9 млрд рублей. Все эти надбавки включаются в платёж конкурентного отбора мощности (КОМ).