Власти готовы выделить за 3 года на обновление ЖКХ 280 млрд рублей при планах 150 млрд в год
Бюджетное финансирование программы модернизации ЖКХ в 2023–2025 годах может составить 280 млрд рублей – примерно такой же объём средств планируется привлечь за счёт внебюджетных источников, передал «Коммерсант» 3 ноября. Приоритетом программы станет обновление изношенных объектов ЖКХ: в замене нуждается около 40% сетей, что тормозит и развитие жилищного строительства. Однако для вовлечения частных инвесторов, на которых власти делают немалую ставку, требуется реформирование тарифной политики в отрасли.
Программу модернизации ЖКХ планируется утвердить до конца года, сообщил 2 ноября вице-премьер Марат Хуснуллин на правительственном часе в Совете федерации, если подтвердятся объёмы её бюджетного финансирования. Напомним, президент поручил кабмину подготовить программу с объёмом финансирования около 150 млрд рублей в год, однако, как признал чиновник, выделены будут «не те деньги, о которых просили». Это связано с бюджетным дефицитом. Так, по словам Марата Хуснуллина, пока на реализацию программы предусмотрено около 30 млрд рублей в 2023 году, 100 млрд – на 2024 и 150 млрд рублей – на 2025 год. Дополнительно власти рассчитывают привлечь такой же объём внебюджетных инвестиций.
За счёт этих средств, уточнил г-н Хуснуллин, прежде всего планируется финансировать замену ветхих коммунальных сетей – каждому региону полагается на эти цели не менее 500 млн рублей при условии внебюджетного софинансирования не менее 20% стоимости проекта. Сейчас в обновлении нуждается около 40% сетей (391 тыс. из 940 тыс. км). Отметим, по опубликованной вчера же стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, для предотвращения деградации сетей необходимо заменять не менее 5% в год. Сейчас же темпы этого процесса составляют 1–2% в год (при обветшании 3% сетей в год). Для ускоренного обновления сетей требуется 9 трлн рублей до 2030 года, а для замены инфраструктуры с износом более 60% – более 4 трлн рублей дополнительных инвестиций, предусмотренных в тарифах на реализацию инвестпрограмм.
Разрабатываемая программа позиционируется как один из основных инструментов финансирования развития ЖКХ. Необходимость в этом напрямую связана с планами по наращиванию жилищного строительства. Хоть особое внимание и уделяется поддержке спроса на жилье за счёт льготных ипотечных программ, их, как следовало из выступления вице-премьера, могут и продлить в случае его сокращения в дальнейшем, и расширить, в частности, за счет проработки поддержки ипотеки на вторичное жилье для балансировки рынка: существующие в ЖКХ проблемы ограничивают возможности строительного сектора. Так, высокий уровень износа объектов ЖКХ сокращает возможность присоединения к ним новых домов, мощностей не хватает для освоения новых участков, а в регионах и муниципалитетах не хватает средств для обеспечения жилищного строительства коммунальной инфраструктурой. Особенно остро эти проблемы стоят в секторе индивидуального жилищного строительства, на который приходится более половины ввода жилья.
Отчасти «закрыть» этот дефицит власти уже пытаются за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов (1 трлн рублей таких займов уже распределён), а также 150 млрд рублей льготных займов из средств Фонда национального благосостояния в 2022–2023 годах (согласно представленной вчера презентации вице-премьера, уже заключено 152 соглашения на сумму 77,9 млрд рублей). Однако с учётом того, что власти делают значительную ставку на вовлечение инвесторов в ЖКХ – в частности, посредством механизма концессий (по данным на 1 апреля, в отрасли действует 2,4 тыс. соглашений на сумму около 713,6 млрд рублей), – требуется, как выразился Марат Хуснуллин, «выстраивание нормальной системы» тарифов, которая позволит восстанавливать сети, но без «глобального роста тарифов».
Отметим, сейчас риски усугубления ситуации в ЖКХ даже повышаются – в силу индексации тарифов на уровень ниже фактической инфляции (на этом фоне в 2022 году они вырастут дважды), а также возможности в этом году не выполнять инвестпрограммы без штрафных санкций, в связи с чем планы по модернизации могут быть сдвинуты, а инвестресурсы потрачены на текущие расходы. Согласно стратегии, сбалансированная модель должна строиться на нескольких принципах: долгосрочность тарифов, сохранение экономии, полученной в результате модернизации, долгосрочные гарантии возврата и доходности инвестиций.