Комитет ГД одобрил принудительную продажу акций энергокомпаний при нарушении запрета на совмещение деятельности
Комитет Госдумы по энергетике 21 сентября рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, закрепляющий возможность принудительной продажи акций компаний, нарушающих запрет на совмещение деятельности по передаче электроэнергии и (или) диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и (или) сбыту. Соответствующая информация размещена в Системе обеспечения законодательной деятельности.
Законопроект был одобрен правительством в конце июня и внесён в Госдуму в июле. Комитет по энергетике предложил провести первое чтение 11 октября (предложения о поправках принимаются до 9 октября).
Согласно проекту, изменения вносятся в шестую статью 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики…» (от 26 марта 2003 года). Она запрещает энергокомпаниям в рамках одной ценовой зоны оптового энергорынка совмещать деятельность по передаче и (или) диспетчерскому управлению с генерацией и (или) сбытом. Соответственно, нельзя владеть имуществом, позволяющим это сделать. При нарушении этих норм ФАС может принять решение о принудительной реорганизации юрлица или через суд потребовать прекратить деятельность ИП.
Как говорится в пояснительной записке к новому законопроекту, эти меры «не могли быть применены», если в нарушениях участвовали аффилированные лица, однако «принятие законопроекта позволит антимонопольному органу обратиться в суд с соответствующим иском о принудительной продаже акций компаний, нарушающих запрет в рамках группы лиц или аффилированных лиц».
В записке отмечается, что в соответствии законодательством, «права на голосующие акции либо доли в уставном капитале, подлежащие принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона, проводимого в соответствии с постановлением правительства РФ от 21 октября 2013 года № 938».
В заключении комитета ГД указано, что нарушение запрета на совмещение деятельности сейчас наблюдается «в рамках группы лиц ряда крупных компаний с государственным участием». В качестве примера приведены «Россети», совмещающие передачу и сбыт в части регионов, а также РЖД (совмещение передачи, сбыта и генерации, однако в настоящий момент вопрос с генерацией неактуален, так как монополия продала долю в ТГК-14).
При этом комитет по энергетике вместе с комитетом по защите конкуренции отмечает, что «неясно, в каком порядке антимонопольный орган будет принимать решение о наличии аффилированности» для подачи иска, так как ни в проекте, ни в самом 36-ФЗ не конкретизируется «нормативно-правовой механизм определения объёма (голосующих акций либо долей в уставном капитале), "исключающий аффилированность лиц"», которые нарушают запрет на совмещение.
Также комитет по энергетике отметил, что необходимо детально обсудить реализацию этих норм в будущей третьей ценовой зоне на Дальнем Востоке и предложил прописать в законопроекте исключения, разрешающие отдельным юрлицам (и аффилированным с ними) совмещать виды деятельности «в случаях, когда это не приводит к ограничению конкуренции». В качестве обоснования для исключений комитет приводит пример «Газпрома», которому нужны собственная генерация и электросети для выполнения своих основных функций по добыче и транспортировке газа.