МЭР подготовило правила реализации проектов по снижению эмиссии парниковых газов

Минэкономики подготовило первую версию концепции российской системы климатических проектов. Она описывает правила реализации проектов по снижению выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в РФ, что, по мнению авторов, создаст условия для зелёных инвестиций и снижения углеродного следа российской продукции. Эксперты приветствуют появление документа, но говорят о необходимости полноценной национальной системы углеродного регулирования, написал «Коммерсант» 24 августа.

Минэкономразвития (МЭР) направило коллегам по Белому дому первый вариант концепции системы климатических проектов РФ. Пока документ носит описательный характер – за три месяца Минэкономики совместно с другими ведомствами и Банком России должны подготовить проект «дорожной карты» его реализации.

Суть концепции – описание подходов к реализации проектов снижения выбросов парниковых газов или повышения поглотительной способности экосистем российскими компаниями. Основным эффектом должно стать «создание условий для привлечения зелёных инвестиций и снижения углеродного следа продукции» за счёт разработки национальных стандартов климатических проектов и создания их национального регистра и российского реестра углеродных единиц (де-факто – лимитов на выбросы, которые можно использовать или продать; реестр будет регистрировать операции с ними). В Минэкономики отмечают, что концепция «синхронизирована с законопроектом о госрегулировании выбросов парниковых газов и Парижским соглашением (ПС)», и надеются, что российская система «может быть увязана с механизмами ПС и другими национальными и международными реестрами углеродных единиц».

Как напоминает газета, глобальный рынок углеродных единиц начал формироваться во времена действия первого периода Киотского протокола (2008–2012). В 2015 году утверждён новый глобальный климатический договор – Парижское соглашение, экономические механизмы которого ещё вырабатываются. Пока в мире действует ряд региональных схем, в том числе в ЕС, ряде провинций Китая, ряде штатов США и Канады (как правило, в виде систем квот и углеродных рынков), и добровольные схемы.

Опрошенные изданием эксперты в целом приветствуют разработку документа.

«Это уже очень хороший шаг вперёд», – говорит глава программы «Климат и энергетика» WWF России Алексей Кокорин, предлагая дополнить концепцию возможностью региональных проектов и включить в неё их общественное обсуждение. В РСПП (его представители участвовали в подготовке документа) отметили «важность и актуальность концепции», заявив, что «основной фокус в РФ должен быть сделан на создании возможностей для российских компаний использовать результаты климатических проектов для снижения оценки углеродоёмкости своей продукции – в том числе как защиту от рисков возможного европейского трансграничного углеродного регулирования, для участия в будущих международных механизмах ПС и для внешнеэкономической деятельности». Для этого, по мнению представителей бизнес-ассоциации, национальные стандарты и методологии должны полностью соответствовать международным. Руководитель направления «Зелёная экономика» Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка Сергей Семенцов также заявил, что поддерживает концепцию – она даст «стимулы для отечественного бизнеса реализовывать проекты, в результате которых будут снижаться выбросы СО2».

Между тем, по мнению главы климатического направления в «Деловой России» Олега Плужникова, без национальной системы углеродного регулирования «разработка концепции напоминает попытку поставить телегу впереди лошади», а «мотивации для роста инвестиций в климатические проекты не просматривается». Директор Института глобального климата и экологии РАН Анна Романовская также полагает, что сначала «необходимо сформировать климатический блок внутренней политики и мер». Советник президента по климату Руслан Эдельгериев добавляет, что «в современных условиях рассчитывать на иностранные инвестиции без полноценного национального углеродного рынка, основой которого должна стать плата за углерод, наивно».

Коммерсант