РСПП: «Бизнес ждёт от чиновников идей как снизить нагрузку на промпотребителей, но их нет»
Промпотребители электроэнергии на фоне пандемии коронавируса нуждаются в снижении финансового бремени, однако пока чиновники не предлагают шагов в этом направлении, несмотря на правительственные поручения, а напротив, обсуждают повышение нагрузки на промышленность, полагают в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП).
10 августа глава РСПП Александр Шохин обратился к вице-премьеру Юрию Борисову с просьбой обсудить снижение нагрузки на промпотребителей на фоне распространения коронавируса и грядущих регуляторных изменений в отрасли. «Интерфакс» ознакомился с текстом письма, в аппарате г-на Борисова пока не ответили на запрос агентства.
В письме РСПП обращает внимание вице-премьера на отсутствие механизмов поддержки потребителей энергии «в условиях распространения коронавируса». Согласно тексту документа, на фоне пандемии промпроизводство в мае и июне снизилось на 9,6 и 9,4% соответственно, а по итогам года может сократиться на 8,6%. При этом цены на электроэнергию растут, констатирует Александр Шохин, ссылаясь на данные «Совета рынка» – на 11% в первой ценовой зоне за период с начала 2018 года, на 5,6% – во второй. Беспокоит РСПП и рост цен на мощность – на 22% в первой ценовой зоне и на 15% во второй, который «не компенсируется снижением оптовых цен на электроэнергию».
Стоит отметить, что ранее глава «Совета рынка» Максим Быстров сообщал, что несмотря на претензии потребителей к росту цены мощности на фоне коронавирусного сокращения спроса, одноставочные цены оптового рынка (включает цену РСВ и цену мощности, состоящую из рыночной (КОМ+ВР) и «надбавочной» частей) в марте-мае оказались ниже, чем годом ранее. Рост цены мощности оказался полностью покрыт эффектом от падения цен на РСВ, что привело к сокращению одноставочной цены на оптовом рынке. В марте снижение «одноставки» оказалось на уровне 0,3%, в апреле – 2%, в мае – 1,6%, приводил данные регулятора г-н Быстров.
При этом сейчас промышленники ожидают роста нагрузки на фоне обсуждений дифференциации тарифа ФСК и оплаты сетевого резерва. Дифференциация может привести к допзатратам промышленников в объёме 45 млрд рублей ежегодно, а плата за резерв – до 342 млрд рублей. Конечные цены на электроэнергию для предприятий могут увеличиться «в среднем в 2,3 раза», говорится в письме главы РСПП.
Партнёрство обеспокоено тем, что министерства ещё не обсудили с бизнесом итоги анализа сокращения нагрузки на потребителей, который в марте поручал организовать Юрий Борисов. Г-н Шохин заканчивает письмо к вице-премьеру просьбой собрать совещание с участием бизнес-объединений и представителей крупных потребителей электроэнергии.
В настоящий момент ведомства обсуждают дифференциацию тарифа магистральных сетей под управлением ФСК. Речь идёт о повышении тарифа для прямых потребителей. Как пояснял ранее глава Минэнерго Александр Новак, в настоящий момент «нагрузку несёт только распределительный комплекс по «перекрёстке». «Мы предлагаем часть нагрузки пропорционально объёму полезного отпуска перенести на крупных потребителей, которые находятся на сетях ФСК. То есть повысить тариф ФСК для потребителей и снизить тариф ФСК для территориальных сетевых организаций», – говорил министр.
Распределение «перекрёстки» на всех потребителей упомянуто в качестве одной из задач Минэнерго на этот год наряду с внедрением механизма «экономического стимулирования потребителей к эффективному перераспределению неиспользуемого резерва сетевой мощности».