Минэнерго и МЭР не поддержали график сокращения «перекрёстки», разработанный ФАС

У регуляторов энергорынка не получается выполнить поручение правительства по сокращению объёмов перекрестного субсидирования в электросетях, когда бизнес доплачивает за низкие тарифы населения, передал «Коммерсант» 20 мая. По предложению ФАС объём субсидии уже в 2021 году может вырасти на 10 млрд рублей. Инициативу раскритиковали Минэнерго, Минэкономики и участники рынка. Сложность в том, что для ликвидации перекрёстного субсидирования необходимо поднять цены для населения, предупреждают аналитики.

Минэнерго и Минэкономразвития раскритиковали график поэтапного снижения предельных уровней перекрёстного субсидирования (сумма, которую платит промышленность для снижения тарифов населения) в распределительных сетях в 2021–2031 годах, разработанный ФАС. Оба ведомства не согласовали документ, сообщили в министерствах.

ФАС разработала график в апреле по поручению аппарата правительства, который требовал снизить перекрёстное субсидирование. Согласно документу, в 2021 году объём перекрестного субсидирования в распредсетях составит 239,4 млрд рублей, а к 2031 году сумма постепенно снизится до 216,5 млрд.

Однако для некоторых регионов новые предельные уровни перекрёстного субсидирования установлены в размере 120–140% от фактических показателей 2020 года, рассказали в Минэкономразвития. «Новые предельные уровни не должны приводить к росту величины перекрёстного субсидирования выше учтённой в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в 2020 году», – подчёркивают там. Текущий предельный объём субсидии – 229,4 млрд рублей.

В Минэнерго сообщили, что к проекту постановления ФАС не были представлены аналитические материалы, расчёты предлагаемых величин, оценка финансовых, тарифных и социально-экономических последствий. Кроме того, служба не составила обоснование динамики показателей, перечень мер и механизмов, реализация которых позволит обеспечить снижение объёмов «перекрёстки». В Минэнерго считают, что в целях поэтапной ликвидации перекрёстного субсидирования необходимо разработать комплексный план действий, иначе утверждение графика нецелесообразно.

«Россети» также недовольны проектом, следует из комментариев к документу на regulation.gov.ru. Пересматривать предельную величину и утверждать новый график на фоне пандемии преждевременно: это может привести к занижению экономически обоснованного тарифа, сокращению объёмов инвестиционных и ремонтных программ, считает холдинг.

Против предложений ФАС выступает и бизнес. Согласно графику службы, объём субсидирования в 2021–2025 годах вырастет более чем на 26 млрд рублей в номинальном выражении относительно текущей величины, говорится в письме «Сообщества потребителей энергии» на имя главы службы Игоря Артемьева (письмо от 15 мая). При этом целевое снижение за десять лет составляет в постоянных ценах всего 8,7 млрд рублей, или 5,6% от текущего утверждённого уровня, говорится в письме ассоциации.

В «Совете рынка» сообщили, что в целом поддерживают введение графика, но параметры снижения должны быть разработаны с учётом региональных особенностей. «Темпы снижения перекрёстного субсидирования в значительной степени зависят от выбранных соответствующих инструментов тарифного регулирования и находятся в настоящее время в обсуждении», – подчеркнули там.

Перекрёстное субсидирование в сетевых тарифах ликвидировать одновременно легко и почти невозможно: для этого нужно поднять цены для населения, говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting. В среднем прирост должен составить около 1,5 руб. за 1 кВт/ч – это не меньше 20% в платеже за электроэнергию и 10% в общей квитанции за коммунальные услуги. При этом за долю в коммунальном платеже населения с электроэнергетиками активно конкурируют поставщики тепла и операторы коммунальных отходов, отмечает эксперт.

Коммерсант