Потребители попросили «Совет рынка» оценить эффективность субсидирования тарифов в ДФО
«Сообщество потребителей энергии» (СПЭ), объединяющее крупных промышленных потребителей, обратилось в «Совет рынка» с просьбой проанализировать эффективность снижения тарифов на электроэнергию в регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО) до среднероссийского уровня. Такая просьба содержится в письме главы СПЭ Василия Киселёва, направленном председателю правления регулятора Максиму Быстрову, передал ТАСС 21 февраля со ссылкой на копию документа.
«Для объективной оценки ситуации и выработки оптимальных решений считаем целесообразным выполнить всестороннюю объективную оценку результатов субсидирования энерготарифов для Дальнего Востока, включая влияние на инвестиционную привлекательность и экономический потенциал субсидируемых территорий», – отмечается в письме.
Механизм выравнивания энерготарифов заработал на Дальнем Востоке 1 июля 2017 года. Он предполагает снижение тарифов на электроэнергию для промышленных потребителей пяти регионов Дальнего Востока до среднероссийского уровня (в 2020 году – 5 рублей за 1 кВт/ч) за счёт надбавки к цене на мощность для потребителей обеих ценовых зон ОРЭМ. Изначально механизм был введён на три года, затем его действие продлили ещё на год – до 1 января 2021 года.
Как рассказали ТАСС в СПЭ, с начала действия механизма сумма платежей для субсидирования энерготарифов на Дальнем Востоке составит почти 129 млрд рублей. Это совпадает с официальными данными, фигурировавшими в материалах правительства. Согласно им, в 2017 году промышленные потребители энергии ценовых зон (а в результате трансляции цен на розницу – и все прочие) заплатили за потребителей Дальнего Востока 24 млрд рублей, в 2018 году – 35 млрд, а в 2019 году – 32 млрд, в 2020 году предполагается собрать 37,6 млрд рублей, что в сумме составляет 128,6 млрд рублей.
СПЭ просит «Совет рынка» инициировать расследование, так как механизм выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке внедрялся для повышения инвестиционной привлекательности региона и развития новых производств, но в текущем виде носит безадресный характер.
«Средства распределятся пропорционально объёмам потребления электроэнергии вне зависимости от реальной потребности в ресурсах и инвестиционных стимулах. Субсидирование также используется для замещения соответствующих бюджетных расходов, а освободившиеся бюджетные ресурсы нередко перенаправляются на цели, не связанные с развитием экономики Дальнего Востока», – указал в письме г-н Киселёв.
В «Совете рынка» агентству отметили, что пока рано говорить о конкретных сроках проведения оценки результатов действия механизма, а также сообщили, что ассоциация участвует в обсуждении механизма с профильными федеральными ведомствами и широким кругом экспертов.
«Ассоциацией давались предложения относительно адресного подхода при введении надбавки в целях доведения тарифов на электрическую энергию для потребителей Дальнего Востока до экономически обоснованного уровня», – отметили в «Совете рынка».
Минэнерго предлагало ограничить перечень льготополучателей с 2020 года, но из-за разногласий с профильным вице-премьером, полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым решение так и не было принято. 10 декабря Госдума при рассмотрении законопроекта о микрогенерации внесла поправку в ФЗ-35 «Об электроэнергетике», продляющую механизм дальневосточной надбавки в неизменном виде на 2020 год. Ранее Максим Быстров называл ещё два возможных пути корректировки субсидирования для снижения нагрузки на ОРЭМ. Наряду с идеей сокращения списка льготополучателей за счёт госкомпаний (в т. ч. РЖД) и бюджетных организаций, регуляторы обсуждали возможность повышения уровня тарифа, превышение которого оплачивают потребители ОРЭМ. Третий вариант – проведение за счёт надбавки технологически нейтральных конкурсов по замене наиболее дорогой генерации на Дальнем Востоке – предлагал «Совет рынка».