«Совет рынка» предлагает обновлять устаревшую распредгенерацию за счёт субсидий ДФО
«Совет рынка» предлагает принципиально изменить механизм распределения надбавок при субсидировании тарифов на электроэнергию на Дальнем Востоке. Для снижения нагрузки на потребителей первой и второй ценовой зоны ОРЭМ, оплачивающий снижение тарифов в ДФО, и обновления устаревших распредмощностей в регионе регулятор хочет проводить технологически нейтральные конкурсы по замене наиболее дорогой генерации, рассказал журналистам 28 января председатель правления «Совета рынка» Максим Быстров.
Суть идеи сводится к проведению конкурсов, на которых энергокомпании смогут предлагать проекты ВЭС, СЭС, комбинированных систем, в том числе с использованием накопителей, которые будут заменять старые мощности, прежде всего, дизельгенераторы, сказал глава регулятора. При этом участники конкурса будут получать гарантированный долгосрочный тариф, например, на 10 лет, который будет ниже действующего.
«Сейчас старая генерация жжёт дизельное топливо, мы получаем реальный тариф условно в 40 рублей за 1 кВт/ч, а мы субсидируем его до 5 рублей (реальный тариф на 2020 год – ред.). Технологии шагнули далеко вперёд, а мы продолжаем эксплуатировать дизельгенераторы, которые устанавливались 50 лет назад и работают с соответствующей эффективностью. Мы предлагаем – давайте проведём конкурс и дадим условно тариф 35 рублей на 10 лет. На 5 рублей дешевле, чем сейчас. Приходите с другой технологией — солнцем, ветром, комбинированными решениями ветро-солнце-дизель. Вот на это мы надбавку готовы тратить, чтобы была какая-то динамика, а не тратить её на технологию прошлого века. Это дорога в будущее. А сейчас мы просто даём деньги на консервирование старых систем, коррупционного северного завоза», – пояснил Максим Быстров.
Письмо с этим предложением на днях было направлено в Минэнерго, сообщил глава «Совета рынка». Помимо этого регуляторы обсуждают возможность увеличения ставки тарифа, выше которого осуществляется субсидирование, «условно до 6-7 рублей», что также снизит нагрузку на потребителей ценовых зон. Но против этого варианта выступает Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет расчёт тарифа по собственной методике, пояснил г-н Быстров. Третий обсуждающийся вариант – предложение Минэнерго ограничить перечень потребителей, имеющих право на субсидированный тариф. В частности, министерство предлагает исключить из списка бюджетные организации и крупные предприятия, такие как «Алроса», «Новатэк» и ГДК «Баимское».
Механизм снижения энерготарифов в регионах Дальнего Востока до общероссийского уровня благодаря надбавке к цене на мощность для потребителей ценовых зон работает с 2017 года. Субсидии направляются в бюджеты регионов Дальнего Востока, которые распределят их гарантирующим поставщикам и энергосбытовым компаниям. Механизм призван стимулировать развитие Дальнего Востока. В результате этой схемы в 2017 году потребители оптового рынка (а в результате трансляции цен на розницу – и все прочие) заплатили за потребителей Дальнего Востока 24 млрд рублей. В 2018 году платёж вырос до 35 млрд рублей, а в 2019 году составил 32 млрд рублей.
Минэнерго предлагало ограничить перечень льготополучателей с 2020 года, но из-за разногласий с профильным вице-премьером, полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым решение так и не было принято. 10 декабря Госдума при рассмотрении законопроекта о микрогенерации внесла поправку в ФЗ-35 «Об электроэнергетике», продляющую механизм дальневосточной надбавки в неизменном виде на 2020 год. Базовый уровень тарифа на электроэнергию на Дальнем Востоке был установлен на уровне 5 рублей за 1 кВт/ч. Прогнозируется, что объём средств, изъятых у потребителей энергорынка для снижения тарифов в ДФО в этом году составит около 37,6 млрд рублей.