Минэнерго предлагает ускорить ввод ряда СЭС для выравнивания финнагрузки на ОРЭМ

Минэнерго РФ предложило перенести на 2024 год ввод некоторых солнечных электростанций (СЭС), которые прежде предполагалось построить в 2025–2035 годах, передал «Коммерсант» 6 декабря. Это нужно, чтобы более равномерно распределить нагрузку на оптовый энергорынок, не допустив годового роста цен выше инфляции. Правительство предварительно одобрило идею. Дополнительный отбор проектов может пройти весной, но перераспределяемые объёмы пока неизвестны.

Весной 2020 года правительство может провести дополнительный отбор проектов по строительству солнечных электростанций (СЭС) со вводом в 2024 году. На него, согласно протоколу совещания у вице-премьера Дмитрия Козака от 26 ноября, перенесут часть объёмов, зарезервированных под строительство СЭС по новой программе поддержки зелёной генерации в 2025–2035 годах. Конкретный объём мощности СЭС в протоколе не называется. Минэнерго, Минэкономики и ФАС должны дать расчёты до 7 февраля.

Правительство поддерживает развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в РФ, гарантируя доходность таких проектов через механизм договоров на поставку мощности (ДПМ ВИЭ). Затраты по ним возвращаются в течение 15 лет из повышенных платежей энергорынка. Практически вся квота по первой волне поддержки зелёной генерации в 2013–2024 годах – это 5,5 ГВт – уже разобрана.

Последний отбор для проектов с вводом в 2024 году прошёл в текущем году, но планировался ещё один конкурс – на нём между инвесторами в ветряную и солнечную генерацию будет распределено 179,8 МВт невыбранной квоты по проектам строительства малых ГЭС. Из-за того что CAPEX строительства мини-ГЭС оказался выше, чем ВЭС и СЭС, размер этой квоты увеличился до 300 МВт.

Поддержка ВИЭ за счёт оптового энергорынка – лишь меньшая часть запущенной правительством масштабной программы по развитию российской энергетики в перспективе до 2030-х годов. С текущего года также начала действовать программа модернизации старых ТЭС объёмом до 1,9 трлн рублей и атомной генерации – около 1 трлн рублей. На ДПМ ВИЭ в 2024–2035 годах планируется направить 400 млрд рублей (222 млрд – на ВЭС, 148 млрд – на СЭС, на эти средства, по оценке Минэнерго, можно построить около 1,498 ГВт ).

При этом у программы есть ключевое ограничение – по поручению президента Владимира Путина рост цен на оптовом рынке электроэнергии не должен превышать инфляцию. Для этого правительство ограничило общий массив средств, которые могут быть направлены на поддержку тех или иных видов генерации, определив его предельный уровень по годам. Тем не менее в отдельные периоды всё равно существуют риски превышения порога по инфляции. Предложение Минэнерго по переносу вводов СЭС, по словам собеседников издания, как раз призвано снизить такие риски. В 2024 году объём вводов зелёной генерации будет гораздо ниже, чем в предыдущие годы, – 297 МВт.

В Ассоциации предприятий солнечной энергетики отмечают, что объём производства оборудования в солнечной энергетике превысил 700 МВт в год, поэтому решение правительства позволит частично компенсировать отсутствие вводов в 2023–2024 годах. В Минэнерго и Минэкономики не ответили, в ФАС сообщили, что только начали работу по вопросу.

В «Совете рынка» отмечают, что по обсуждаемой программе поддержки ВИЭ после 2024 года установлена только её предельная стоимость, а конкретные параметры будут определяться на этапе разработки соответствующих проектов нормативных правовых актов, поэтому «с учётом постоянно меняющейся рыночной ситуации говорить именно о переброске объёмов между программами не совсем корректно». Регулятор пока не проводил соответствующих оценок.

Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что на последнем отборе СЭС по стоимости 1 МВт установленной мощности оказались на 23% дешевле, чем ВЭС, поэтому объём мощности в выделенном тарифе может быть больше. Дополнительным фактором выбора в пользу СЭС может быть изначальный дисбаланс в ДПМ ВИЭ в пользу ВЭС (3,3 ГВт ветра против 1,8 ГВт у солнца).

Коммерсант