«Русал» предлагает отложить программу модернизации теплоэнергетики на 2-3 года
«Русал», попавший под американские санкции, не готов гарантировать объём потребления электроэнергии в условиях неопределённой санкционной ситуации и предлагает отложить старт программы модернизации тепловой энергетики в России. Об этом 9 июля на заседании комиссии по электроэнергетике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) заявил директор по работе с естественными монополиями «Русала» Максим Балашов.
«Русал», являющийся крупнейшим потребителем во второй ценовой зоне энергорынка (2 ЦЗ, доля компании здесь – около 40%), пока не готов гарантировать стабильный объём потребления из-за санкций, введённых против компании Минфином США 6 апреля. Необходимо дождаться стабилизации санкционной ситуации и отложить программу модернизации отечественной теплоэнергетики, заявил Максим Балашов на заседании профильной комиссии РСПП.
Топ-менеджер «Русала» отметил, что в компании знают о расчётах регуляторов, согласно которым профицит генерирующих мощностей в начале 2020-ых годов может снизиться до 14-16 ГВт. Ранее замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко заявил, что существующий профицит генерирующих мощностей в электроэнергетике России снижается на 3 ГВт в год, а реализация подготовленной программы модернизации ТЭС исключит возможность возникновения дефицита в 2022−2025 годах. В Минэнерго, в частности, указывают, что отсрочка запуска программы обновления теплоэнергетики может привести к ситуации, когда в Единой энергосистеме (ЕЭС) будет отсутствовать необходимый резерв для покрытия потребления во время остановки части энергоблоков для модернизации. Как отметил на заседании комиссии РСПП зампред правления «Системного оператора» Фёдор Опадчий, в случае возникновения дефицита на энергорынке из-за выбытия мощностей в условиях отсутствия модернизационной программы единственным выходом из ситуации окажется строительство новых ТЭС, которое существенно дороже обновления действующих мощностей. Дефицит во 2 ЦЗ вряд ли возникнет, если «Русал» снизит потребление, например, наполовину, отметил Максим Балашов.
В рамках программы модернизации, оценивающейся в 1,35 трлн рублей, в течение 10 лет предполагается обновить 39 ГВт действующих мощностей ТЭС. Согласно проекту постановления правительства, «модернизационная квота» 2 ЦЗ составит 20% от суммарного объёма программы или 7,8 ГВт.
В прогнозе снижения профицита до 16 ГВт указано, что часть мощностей выбывают из-за технических и технологических ограничений. С этими ограничениями можно работать, что позволит медленнее снижать дефицит и отложить старт программы модернизации ТЭС на 2-3 года, пояснил «Перетоку» Максим Балашов. «В условиях под санкциями мы бы предложили дождаться разрешения ситуации на международном уровне», – добавил он.
Минфин США 6 апреля включил Олега Дерипаску и подконтрольные ему компании, среди которых «Русал» и En+ (основной акционер «Русала»), в санкционный список SND. Это обрушило котировки одного из крупнейших в мире производителей алюминия и поставило под вопрос исполнение компанией контрактов и долговых обязательств. Позднее США сообщили, что ограничения на сотрудничество с «Русалом», введённые в рамках санкций, могут быть сняты при условии отказа бизнесмена от контроля в компании. 23 апреля Минфин США продлил разрешение резидентам работать по контрактам с «Русалом» до 23 октября. К этому сроку министерство рассмотрит ходатайство об исключении компании из санкционного списка SDN, если г-н Дерипаска потеряет в ней контроль. В настоящий момент «Русал» предпринимает все возможные шаги для снятия санкций с компании и восстановления каналов сбыта продукции, заверил 9 июля Максим Балашов.
Как сообщал «Коммерсант», согласно оценкам En+, из-за санкций выпуск алюминия «Русалом» в 2018 году может сократиться на 30% от бизнес-плана в базовом сценарии и на 50–70% в «самом негативном» (в 2017 году выпущено 3,7 млн тонн), причем последний вариант чреват закрытием заводов. Сокращение производства алюминия «Русалом» неизбежно приведёт к снижению цен на электроэнергию во 2 ЦЗ, заявляла ранее руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.