«Роснано» лоббирует концессии при замене дизельгенерации на ВИЭ в НЦЗ
Инвесторы в зелёную энергетику предлагают развивать этот сектор в изолированных энергосистемах через концессии, следует из презентации «Роснано» (намерено развивать ветрогенерацию), представленной на круглом столе в Госдуме 4 апреля.
Суть схемы в том, что инвестор замещает неэффективную дизельную генерацию ВИЭ или комбинирует дизель с ВИЭ, это снижает расходы на завозное топливо, но до возврата инвестиций тариф субсидируется из бюджета региона. В такую концессию также могут передавать электросети (в «Россетях» интерес к этому не комментируют). Концедентом в схеме выступает регион, получающий экономию за счёт снижения субсидий после модернизации генерации. Инвесторам нужна гарантия возврата вложений: как следует из презентации «Роснано», надо обязать региональные энергетические комиссии (РЭК; регуляторы тарифов) устанавливать необходимый уровень тарифа с индексацией на срок окупаемости проекта. Концедент также должен гарантировать получение инвестором платежей (например, покрывать возможные неплатежи потребителей), а концессионеру нужно право отдать модернизируемый объект в залог банку по кредиту.
Гендиректор «Хевел» (СП «Реновы» Виктора Вексельберга и «Роснано», инвестирует в солнечную генерацию) Игорь Шахрай пояснил, что закон сейчас позволяет модернизировать неэффективные мощности на изолированных территориях за счёт энергосервисного договора, который может заключаться в рамках ГЧП. «Но высок риск того, что оператор или концессионер не сможет защитить тариф при регулировании, что повлечёт урезание субсидий и невозможность выплат по контракту в полном объёме», – говорит он.
«Хевел» предлагает фиксировать долгосрочные тарифы для инвестора на весь период окупаемости – 8–12 лет, заложив в них минимальную доходность. Это связано также с особенностями регулирования – сегодня в РЭК предоставляются документы, подтверждающие лишь затраты на проекты, в них не заложена рентабельность. По тем объектам, модернизация которых окупается дольше 12 лет, предлагаются дополнительные льготы по налогам на имущество и прибыль. До 90% себестоимости выработки в изолированных зонах формируется дорогим топливом, и «Хевел» предлагает фиксировать квоты на использование ВИЭ при модернизации: солнечно-дизельная установка с аккумуляторами позволяет экономить около 50% дизтоплива. В «Новавинде» (входит в «Росатом», развивает ветрогенерацию) поддерживают адаптацию законодательства к развитию ВИЭ в изолированных зонах и готовы участвовать в работе. В «РусГидро» от комментариев отказались. В Минэнерго «рассматривают предложения».