США запретили вести бизнес с «Силовыми машинами»

За несколько дней до публикации докладов Минфина США, за которыми, как ожидается, последует новая волна ограничительных мер против российских бизнесменов, Вашингтон ввёл точечные санкции против одного из активов владельца «Северстали» Алексея Мордашова — машиностроительного холдинга «Силовые машины». Видимо, это связано с прошлогодним скандалом из-за поставки в Крым газовых турбин, которые были изготовлены СП «Силовых машин» и немецкой Siemens.

Минфин США 26 января опубликовал очередные добавления в свой «русский» список санкций. На этот раз в них вошли, в частности, фигуранты «турбинного скандала» — российские физические и юридические лица, которые, как считается, причастны к поставке газовых турбин немецкой Siemens в Крым в 2017 году. В черный список SDN (лица, с которыми американским гражданам и юрлицам США запрещено вести дела) включены те, кто уже попал под санкции ЕС в прошлом августе. Это входящее в «Ростех» ООО «ВО «Технопромэкспорт» (ООО ТПЭ, генподрядчик строительства Балаклавской и Таврической ТЭС, куда и попали турбины), его гендиректор Сергей Топор-Гилка, а также заместитель министра энергетики РФ Андрей Черезов (курирует Крым) и глава департамента оперативного контроля в электроэнергетике Минэнерго Евгений Грабчак. Впрочем, Минфин США добавил в SDN-список и «Силовые машины» — один из крупнейших машиностроительных холдингов РФ, принадлежащий владельцу «Северстали» Алексея Мордашова, на который санкции ЕС не распространялись.

Машиностроительный холдинг попал под ограничения Минфина США буквально накануне новой крупной волны американских санкций. Как ожидается, уже на этой неделе министерство представит Конгрессу два доклада о России, на основании которых впоследствии могут быть введены новые санкции. Это так называемый кремлевский доклад — список высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, приближенных к руководству РФ, а также «полугосударственных компаний», имеющих тесные связи с властями. Также ожидается доклад о потенциальных последствиях расширения санкций США «на государственный долг России и полный спектр деривативов». Их составление предусмотрено законом «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), принятым в прошлом году.

Не исключено, что в докладах Минфина США появятся имена ряда российских бизнесменов, которые до сих пор избегали санкций. Сам Алексей Мордашов неоднократно критически, но спокойно высказывался об этом. «Как можно этого избежать? Я не могу влиять на Госдеп США, даже если бы хотел. Да, кстати, и не хочу», – отмечал он в интервью в июле 2015 года. На этой неделе, выступая на форуме в Давосе, предприниматель говорил, что «не чувствует слишком большого прямого влияния, так как санкции направлены против конкретных лиц или, к примеру, передачи технологий по бурению и газу». Но он при этом добавил: «В целом санкции негативно сказались на бизнес-климате, они несут в себе больше непредсказуемости».

Судьба СП «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ, 65% у Siemens, 35% у «Силовых машин») пока неясна, будет ли немецкая компания сохранять свою долю в СТГТ – неизвестно. Старший юрист юркомпании «Стрим» Мария Понаморева заметила, что санкции США не вводят прямого запрета для европейской Siemens работать с «Силовыми машинами». Она замечает, что если ЕС тоже введёт санкции в отношении российской компании, то это, конечно, скажется на взаимодействии партнеров. Юрист также не исключила, что в соглашении по СП есть «санкционная оговорка» — например, о том, что «введение санкций является основанием для расторжения партнерства».

В «Силовых машинах» и «Северстали» пояснений не предоставили. «Нам не привыкать жить под санкциями», – заявили в «Ростехе» (госкорпорация давно подпадает под ограничения США). В самой Siemens также пока не готовы комментировать последствия объявления об американских санкциях. «Мы начали анализировать, как эта ситуация скажется на Siemens», – сообщил представитель компании Вольфрам Трост.

Коммерсант