En+ досрочно погасила кредит перед ВТБ и освободила пакет «Русала» и ЕСЭ из-под залога

Как и обещала компания Дерипаски En+ во время IPO, она начала снижать долг. Компания объявила, что на два года раньше срока расплатилась с ВТБ по кредиту на $942 млн. Вернуть долг En+ должна была в декабре 2019 года.

В проспекте к IPO указано, что аффилированная с Дерипаской GrandStroy LLC взяла в августе 2015 года кредит в ВТБ на $1 млрд по ставке 9,33% годовых. После этого материнская структура En+ взяла кредит у GrandStroy LLC по ставке 6,33% и выступила гарантом по этому кредиту, отдав в залог 29,99% «Русала», 25% плюс 1 акция «Евросибэнерго», а также 24% Красноярской ГЭС. GrandStroy несколько раз пересматривала условия кредита, постепенно снижая ставку. К концу 2016 года ей удалось снизить долг до $942 млн, а фиксированную ставку по кредиту – до 6% годовых. В январе 2017 года материнская структура En+ приобрела заемщика, говорится в проспекте.

Ставка 9,33% годовых и существенные залоги даже в августе 2015 года – это был очень дорогой долг, комментирует аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. Крупнейшие заемщики первого эшелона кредитовались тогда под 6% годовых, напоминает он. В 2015 году, когда компания привлекала кредит, цены на алюминий были очень низкие, из-за чего ставка по кредиту могла быть настолько высокой, рассуждает аналитик АКРА Максим Худалов. Высокий долг был и у «Евросибэнерго». С 2015 года к концу июня 2017 года он вырос на 52,5% до $5,3 млрд, а денежные средства и эквиваленты на счетах компании еще больше упали – с минус $83 млн до минус $103 млн (следует из отчёта компании).

«Сейчас же и цены на алюминий выросли почти на 40% до ($2107 за 1 т), и ставки по кредитам стали более доступными благодаря смягчению ключевой ставки в России и общему улучшению валютной ликвидности», – добавляет Максим Худалов.

Валютный долг со ставкой 6% тоже выглядит сейчас очень дорого, легче его отдать, тем более что деньги после IPO у компании есть, говорит Денис Порывай. У «Русала» сейчас есть кредиты со ставкой по 5% годовых. «Компания выбрала правильный момент для погашения долга», – уверен Худалов. «Сейчас можно рефинансировать долги под более низкие ставки. Да и инвесторы должны положительно отреагировать на уменьшение долга», – считает эксперт.

Освобождение части активов из-под обременения в первую очередь связано с желанием компании улучшить структуру кредитного портфеля и средней ставки, полагает директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. «То, что «Русал» и «Евросибэнерго» начали больше зарабатывать, даёт возможность привлекать более дешевые кредиты. Чем лучше финансовое положение En+, тем больше шансов на активизацию политики в сфере поглощений и корпоративных изменений», – говорит эксперт. Следующая цель En+ после IPO – консолидировать «Русал» (после конвертации пакета Glencore в акции «Русала» у En+ будет 56,88% производителя алюминия).

Без учёта долга «Русала» (чистый долг $7,5 млрд) долг En+ составляет около $5 млрд, после погашения задолженности перед ВТБ долг будет чуть более $4 млрд. На пакете акций ВТБ (3,8%) погашение долга никак не скажется, сообщил представитель En+: «ВТБ останется акционером».

Ведомости