Сроки ввода АЭС могут пересмотреть для снижения финнагрузки на энергорынок

«Росатом» готов обсуждать перенос сроков ввода новых атомных энергоблоков, строящихся в РФ по договорам поставки мощности (ДПМ, гарантируют возврат инвестиций за счёт повышенных платежей потребителей). Ключевое условие согласия госкорпорации – изменение даты ввода (поставки мощности на оптовый энергорынок), сообщил в письме в Минэнерго первый заместитель главы «Росатома» Александр Локшин.

Высокие платежи по ДПМ АЭС традиционно вызывают недовольство потребителей и конкурентов «Росэнергоатома» (РЭА). В начале года ввод нового блока на 885 МВт на Белоярской АЭС внёс существенный вклад в рост энергоцен. В феврале средневзвешенная нерегулируемая цена (СВНЦ) на мощность для гарантирующих поставщиков (ГП) в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) выросла на 52% к январю, а на пике – на 72%. В январе рост СВНЦ к декабрю 2016 года составил 22,6%. По данным «Совета рынка», ввод новых АЭС и ГЭС в январе повысил фактическую цену на мощность на 11,1%. Белоярская АЭС получала 3,88 млн рублей за 1 МВт в месяц.

В итоге с весны в правительстве началась дискуссия о снижении платежей за новые АЭС. В сентябре «Сообщество потребителей энергии» предложило перенести ввод блоков РЭА на срок от шести месяцев до двух лет. По данным ассоциации, 9 октября вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минэнерго, Минэкономики, ФАС и «Росатому» проработать это предложение. По оценке потребителей, в первом полугодии рост конечной цены на мощность составил 15–20%, а цена мощность новых АЭС составляет 3–3,9 млн рублей за 1 МВт в месяц, что в 25–30 раз выше текущей цены мощности старой генерации.

В «Росатоме» подтвердили, что для снижения нагрузки на потребителей готовы рассмотреть «перенос вправо» сроков начала поставки мощности блоков, не находящихся в высокой степени готовности – в частности, второго блока Ленинградской АЭС-2 (ЛАЭС-2, 1,2 ГВт, плановый ввод – февраль 2020 года) и второго блока Нововоронежской АЭС-2 (1,2 ГВт, январь 2019 года). Сроки сооружения выдерживаются, говорят в госкорпорации, но по части «есть незначительные отклонения», не влияющие на сроки ввода.

В Минэнерго подтвердили получение письма «Росатома» и сообщили, что уже направили доклад в аппарат правительства (там ситуацию не комментировали). Министерство согласно отложить ввод, предлагая иную схему: для первого блока ЛАЭС-2 сдвинуть срок с января 2018 года на январь 2019-го, а четвертого блока Ростовской АЭС (1 ГВт) – с января 2019 года на ноябрь 2018-го. При этом в Минэнерго не готовы освобождать «Росатом» от оплаты штрафов по ДПМ.

В «Росатоме» не согласны с расчётами критиков дороговизны АЭС. Рост цен на мощность Александр Локшин в письме объясняет, в частности, решением правительства внести в стоимость новых блоков плату за техприсоединение к сетям с рассрочкой в 6% на десять лет. «Эти средства, по сути, не являются доходами РЭА, так как транзитом передаются ФСК», – уточняет он. Топ-менеджер добавляет, что возвратность через ДПМ средств, полученных из бюджета на новые АЭС (от этого предлагалось отказаться), учтена в финпланах «Росатома», их исключение ухудшит экономику РЭА и «Росатома» и «крайне негативно скажется на продвижении российских атомных технологий за рубежом».

Снизить спрос на новые АЭС может и ввод Белорусской АЭС (по плану два блока мощностью по 1,2 ГВт в 2019–2020 годах), часть выработки которой, видимо, пойдет в РФ. По данным источников, этот вопрос обсуждался на совещании по формированию общего энергорынка ЕАЭС у вице-премьера Аркадия Дворковича 25 сентября. Исходно проект был ориентирован в том числе на экспорт, но Литва неоднократно выступала против АЭС. Рассматриваются разные варианты: либо БелАЭС заместит старую генерацию, либо придётся отказаться от строительства мощностей в РФ, отмечает собеседник. Другой источник на рынке полагает, что проблемы могут возникнуть у проектов РЭА на западе страны (например, строительства замещающих мощностей на Смоленской АЭС).

Директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв считает, что перенос вводов АЭС может быть взаимовыгодным для поставщиков и потребителей, и отмечает, что такой опыт уже был в 2015 году. По оценке ассоциации, в 2018 году перенос ввода первого блока ЛАЭС-2 сократит платёж потребителей на 42 млрд рублей, а ввод блока Ростовской АЭС на два месяца раньше – увеличит на 3,3 млрд рублей. Отсрочка ввода второго блока Нововоронежской АЭС сэкономит 2,4 млрд рублей в месяц.

По оценке Натальи Пороховой из АКРА, блок Ростовской АЭС меньше по мощности, чем на ЛАЭС-2, и годовой платеж за него будет на 5 млрд рублей ниже. Она отмечает, что штрафы по ДПМ АЭС намного меньше, чем за ДПМ ТЭС. «Если при рокировке ЛАЭС будет платить штраф, то потребители в 2018 году заплатят на 7 млрд рублей меньше, чем если бы ЛАЭС-2 была введена в 2018-м, а блок Ростовской АЭС – в 2019 году», – замечает эксперт.

В «Росатоме» подтвердили, что исключение средств бюджета из ДПМ сократит инвестпрограмму РЭА и в итоге может повлиять на ход сооружения головных блоков проекта ВВЭР-ТОИ на Курской АЭС-2, которые в перспективе должны стать ключевым экспортным продуктом. От появления в короткие сроки первого референтного образца ВВЭР-ТОИ, говорят в госкорпорации, существенно зависит ряд переговоров с потенциальными зарубежными заказчиками.

Коммерсант