Дифференциацию тарифа ФСК внесут в Госдуму к маю, точные параметры ещё обсуждаются
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 27 января утвердила законопроект Минэнерго о дифференциации тарифа ФСК (подконтрольна «Россетям»), сообщили источники «Коммерсанта» и подтвердили в Минэнерго и Минэкономики. Документ может быть вынесен на одно из ближайших заседаний правительства, а его внесение в Госдуму планируется до мая, сообщил источник, знакомый с ходом работы в правительстве по законопроекту. Если Госдума примет закон в весеннюю сессию, то постепенное повышение тарифа ФСК для крупной промышленности может начаться в 2021 году, говорил ранее глава профильного комитета Госдумы Павел Завальный.
Законопроект носит рамочный характер, его параметры будут определены отдельными постановлениями правительства. Минэнерго внесло подзаконные акты в правительство в 2019 году, по ним есть разногласия, которые должны быть урегулированы у курирующего вице-премьера Юрия Борисова в ближайшие месяцы, уточнил собеседник издания.
Сейчас в тариф ФСК не включается перекрёстное субсидирование (компенсация сниженных тарифов для населения), его общий объем «Россети» оценивают в 234,8 млрд рублей. Из-за этого тариф ФСК на передачу электроэнергии составляет 0,35 рубля за 1 кВт/ч, что в четыре раза ниже тарифа для потребителей территориальных сетей на высоком уровне напряжения и в девять раз ниже тарифа для потребителей на низком уровне напряжения, привело 27 января свои оценки Минэнерго.
Ведомство хочет сократить этот разрыв, постепенно повысив тариф ФСК на 100% за три года; при этом тариф для потребителей распредсетевого комплекса будет постепенно снижаться – в некоторых регионах до 17%, по словам источника газеты.
Накануне издание приводило предварительные оценки «Россетей». По этим данным, тариф для потребителей, подключенных к магистральным сетям, по годам может увеличиться на 44,5%, 26% и ещё 25,9% соответственно. В целом за три года тариф увеличится на 229%, до 414,6 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, а конечная цена электроэнергии для этих потребителей повысится на 26,6%, до 3,3 тыс. рублей за 1 МВт. При этом за три года тариф ЕНЭС для ТСО в целом по стране снизится на 6,6%, до 161,5 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, следовало из расчётов «Россетей».
В Минэкономики сообщили, что рамочный законопроект не устанавливает конкретных параметров роста тарифов. «Если внедрение механизма будет поэтапным и не окажет значимого влияния на потребителей, то начиная с 2021 года возможно начать внедрять», – отметил представитель Минэкономики. В ФАС заявили, что при реализации закона «должно быть, безусловно, обеспечено соблюдение решения правительства о снижении тарифов в результате таких принимаемых мер». В Минстрое не ответили, в «Россетях» воздержались от комментариев.
Крупный бизнес критикует инициативу о повышении тарифа для потребителей магистральных сетей. «Довольно странно, что в новом правительстве, призванном разогреть экономику и запустить инвестиционный цикл, одобряются тормозящие экономический рост инициативы – даже толком не вникли и не обсудили», – сказал директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв.
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» считает, что от инициативы Минэнерго выигрывают население и приравненные к нему категории потребителей, а также мелкий и средний бизнес. Выигрывают и распредсети, поскольку смогут компенсировать свои выпадающие доходы «последней мили» и остановить падение выручки, говорит он, но проигрывает крупный бизнес, который теперь будет частично содержать распредсетевой комплекс. «Но на длинном горизонте проигрывает вся энергосистема, которая всё больше основана не на рыночных принципах ценообразования, но на системе бесчисленных надбавок, доплат и субсидий и всё меньше отражает экономически справедливую цену на электроэнергию для каждой из групп потребителей», – подчеркивает эксперт.