При дифференциации тарифа ФСК цены для крупнейших потребителей вырастут на 26,6%

При одобрении идеи о дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК) «Россети» рассчитывают на его рост в среднем в 3,3 раза за три года, передал «Коммерсант» со ссылкой на модельные расчёты сетевого госхолдинга. Конечная цена электроэнергии для промышленности тогда увеличится на 26,6% к 2022 году при условии запуска изменений в 2020 году. В «Россетях» уверяют, что при этом тарифы сетей для малого и среднего бизнеса уменьшатся на 6%. Но при резком росте нагрузки на крупную промышленность небольшие потребители почти не заметят изменений, полагают эксперты, оценивая снижение конечных цен на 1,5–2%. Главную же выгоду, по их мнению, получит сама госкомпания.

Газета ознакомилась с подготовленными «Россетями» предварительными расчётами тарифных последствий от дифференциации тарифа ФСК. Тариф для потребителей, подключенных к магистральным сетям, в 2020 году может увеличиться на 44,5%, в 2021 году на 26%, а в 2022 году ещё на 25,9%. В целом за три года тариф увеличится на 229%, до 414,6 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, а конечная цена электроэнергии для этих потребителей повысится на 26,6%, до 3,3 тыс. рублей за 1 МВт, следует из документа. К магистральным сетям подключается крупная промышленность, сейчас её общая мощность – 15,9 ГВт.

Минэнерго внесло проект закона о дифференциации тарифа ФСК в правительство в сентябре 2019 года, документ ещё не утверждён. Министерство предлагает повысить тариф для потребителей, подключенных к магистральным сетям ФСК, а для потребителей распределительных сетей – понизить. Тем самым Минэнерго хочет перераспределить часть перекрёстного субсидирования (компенсация низкого тарифа для населения) между всеми потребителями. Согласно расчётам «Россетей», годовой объём перекрёстного субсидирования по единой энергосети (ЕНЭС) составляет 234,8 млрд рублей, и вся нагрузка ложится только на потребителей распредсетей.

Тариф ФСК будет увеличиваться неравномерно по регионам. Самый большой рост ставки за три года произойдет, например, на Северном Кавказе (416%), в Курганской области (390%), Приморском крае (349%), на юге России (323%), в Ленинградской области (316%), на Урале (248,5%). Вместе с тем котловой тариф для операторов распредсетевого комплекса (дочерние МРСК «Россетей» и независимые ТСО) будет постепенно уменьшаться: в 2020 году на 13,5 млрд рублей, в 2021-м на 26,5 млрд рублей, в 2022-м на 38,6 млрд рублей. За три года тариф ЕНЭС для ТСО в целом по стране снизится на 6,6%, до 161,5 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, по оценкам «Россетей».

Рост тарифов ФСК по субъектам РФ будет отличаться, поскольку это зависит от объёмов перекрёстного субсидирования в соответствующем регионе, а также от объёмов электропотребления прямыми потребителями ЕНЭС, пояснил представитель «Россетей». Снижение котловых тарифов будет более ощутимо в тех субъектах РФ, где расположены крупные промышленные потребители (Красноярский край, Липецкая, Белгородская области и др.). В котловом тарифе не будет учитываться 38,6 млрд рублей перекрёстного субсидирования, за счёт чего «Россети» ожидают снижения конечного тарифа на передачу в среднем на 6% (без учёта иных факторов, таких как инфляция, компенсация выпадающих доходов сетям, сглаживание).

В Минстрое сообщили, что «вводимые механизмы оказывают существенное влияние на деятельность субъектов ЖКХ, особенно предприятий водоснабжения и водоотведения, приведут к рискам и сдерживанию возможностей исполнения инвестиционных программ по модернизации и развитию инфраструктуры». В ведомстве считают, что предлагаемые изменения необходимо дополнительно обсуждать. В ФСК, Минэнерго отказались от комментариев, в ФАС и Минэкономики не ответили на запрос.

Крупный бизнес считает предложения Минэнерго вредными для экономики. «Эффект для населения, малого и среднего бизнеса нулевой, а вся выгода пойдет в карман госмонополии», – говорит директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв. По его словам, за рубежом энергоёмкую промышленность, напротив, освобождают от доплат в тарифах на электроэнергию, чтобы, с одной стороны, поддержать конкурентоспособность, а с другой – «не тащить доплаты по всей экономической цепочке от сырья до готовой продукции со всевозможными накрутками».

Глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов отмечает, что рост цены электроэнергии на 26% для потребителей ФСК не приведёт к сопоставимому снижению конечных цен для клиентов распредсетевого комплекса. Сокращение тарифа МРСК и ТСО на 7% позволит снизить общую стоимость электроэнергии для этой категории потребителей лишь на 1,5–2%. Чтобы новые правила заработали уже во втором полугодии 2021 года, отмечает эксперт, закон о дифференциации тарифа ФСК должен быть принят Госдумой в весеннюю сессию, поскольку расчёты по новым ставкам должны быть представлены регуляторам до октября.

Коммерсант