МЭР и ФАС не поддержали предложение Минэнерго продлить «последнюю милю»

Минэнерго столкнулось с критикой предложений по продлению «последней мили» (механизм субсидирования мелких потребителей электроэнергии за счет крупных) со стороны Министерства экономического развития (МЭР) и ФАС.

Схема снижает тарифы для населения и мелких потребителей, повышая плату для крупных, и должна была быть ликвидирована в 2014 году. Но тогда её продлили для 20 регионов до июля 2017 года. В Бурятии, Забайкалье, Еврейской автономной и Амурской областях «последняя миля» закончится лишь в 2029 году.

Схема Минэнерго, внесённая в правительство в январе, предполагала фактическое продление «последней мили» в 11 регионах, запрет на прямые договоры потребителей с ФСК с 2018 года, дифференциацию единого тарифа ФСК. Предлагалось также компенсировать выпадающие доходы распредсетей (10,4 млрд рублей) от отмены «последней мили» за счет дивидендов «Россетей» и повышения тарифов до 2024 года.

Но МЭР это не поддержало, следует из письма замминистра Николая Подгузова в правительство от 21 марта. Основанием для продления «мили», по его мнению, могут быть убытки МРСК, но они в 2017 году ожидаются лишь у «Курскэнерго» и «Липецкэнерго» (филиалы «МРСК Центра»), «Бурятэнерго» и «Читаэнерго» («МРСК Сибири»). В «Россетях» сообщили, что удовлетворительное финансово-экономическое состояние большинства компаний холдинга – это результат работы по снижению расходов в условиях ограничения на рост тарифов. «Но, по оценкам аудита, внутренние резервы группы «Россети» достигли предельного уровня», – подчеркнули в холдинге.

МЭР предложило свои варианты решения, включающие, в частности, введение платы потребителей за неиспользуемую сетевую мощность (сходные идеи обсуждаются с начала 2010-х годов). Министерство поддержало и идею ФАС об отмене понижающего тарифного коэффициента 0,7 для населения регионов, где с 1 июля должна прекратиться «последняя миля». Эффект составит до 47 млрд рублей в год, сообщал заместитель главы ФАС Виталий Королёв в Минэкономики 15 февраля.

При этом МЭР, как и ФАС, не отказывается от перераспределения дивидендов «Россетей» в адрес «наиболее критических филиалов», но только если предложенных мер недостаточно. В МЭР сообщили, что решения по вопросу «последней мили» нет. «Россети» готовы компенсировать выпадающие доходы МРСК за счет дивидендов, но эти расходы надо включить в расчёт необходимой валовой выручки холдинга, а в тариф внести надбавку перекрестного субсидирования для прямых потребителей ФСК. Другой вариант «Россетей» – запрет прямых договоров ФСК с потребителями. Объём «перекрестки», по данным «Россетей», – около 200 млрд рублей в год, говорится в письме холдинга в МЭР от 13 февраля.

В ФСК считают, что дифференциация единого тарифа компании увеличит платежи прямых потребителей на 17% в 2017 году, еще на 10% в 2018 году и на 4% в 2019 году. Ликвидируя «перекрёстку» в распредсетях, Минэнерго, по сути, предлагает такой же механизм в магистральных — «через необоснованное повышение тарифов для прямых потребителей», отмечает ФСК. А запрет на прямые договоры удлинит цепочку платежей и вызовет рост дебиторской задолженности. При уходе от «мили» тарифы ФСК вырастут в 2018 году на 6,2%, в 2019 году – на 0,7%, в 2020-2023 годах – на 3,1%.

Вместо этого ФСК предлагает переход на расчеты с распредсетями по средней фактической мощности: если она ниже прогнозной, то последнюю предлагается уменьшать равными шагами за 6–10 лет до фактической. Если схему растянуть на десять лет, то дополнительный рост тарифа ФСК в 2018 году составит 3,6%, в 2019-м – 0,4%, в 2020–2024 годах – 1,6%, платежи сетей будут снижаться на 0,5 млрд руб. ежегодно. В ФСК сообщили, что знакомы с дискуссией и готовы в ней участвовать.

Директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселёв считает: оснований продлевать «последнюю милю» нет, поэтому Минэкономики и не поддержало Минэнерго. «А что помешало Минэнерго так же объективно оценить запросы сетей, остается неясным», – говорит он. Федор Корначёв из Райффайзенбанка полагает, что компенсация выпадающих доходов «Россетей» из дивидендов дочерних компаний в целом негативна для акционеров холдинга. Он отмечает, что выпадающие доходы меньше полученных в 2016 году «Россетями» дивидендов. «Решение регуляторных проблем за счет дивидендов дочерних структур указывает на госстатус компании и отчасти противоречит логике публичной компании», – говорит аналитик.

Коммерсант