Минприроды хочет повысить плату за воду в 1,5 раза, что может привести к росту энергоцен на 5%

В России могут увеличить коэффициенты платы за использование водных ресурсов для предприятий в 1,5 раза, передали «Известия» 27 октября. В сентябре Минприроды разослало для изучения эту меру в другие ведомства, рассказали в министерстве. Там пояснили, что деньги пойдут на экологические и противопаводковые мероприятия. Однако из-за изменения коэффициентов в России может подорожать электричество, сказано в письме ФАС в Минэнерго. Если плату за воду увеличат, ГЭС столкнутся с дополнительной налоговой нагрузкой и будут вынуждены повышать цены, согласны в отрасли. Рост тарифа может достичь 5%, отметили представители гидрогенерации. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил газете, что против меры выступает и Минпромторг, так как она может негативно повлиять на целлюлозно-бумажную промышленность.

Гидроэнергетики платят государству за каждую 1 тыс. кВт•ч электроэнергии, выработанную за счёт реки. Для каждой реки установлена своя ставка. Например, для Волги – 10,82 рубля за 1 тыс. кВт•ч, для Оби – 13,53. Для расчёта платы величину ставки умножают на повышающий коэффициент – он меняется ежегодно. Например, сейчас он составляет 3,06. Соответственно, за каждую 1 тыс. кВт•ч электроэнергии, выработанную ГЭС на Волге, эти предприятия заплатят 33,23 рубля (10,82 помноженное на 3,06) водного налога. Согласно уже принятым планам, предполагалось, что в 2024 году коэффициент составит 4,05, в 2025-м – 4,65. Теперь в проекте Минприроды предложено поднять показатели до 6,08 и 6,98 соответственно. В министерстве объяснили: весной 2022 года было принято решение индексировать коэффициенты не на 15%, как раньше, а на 10% – в качестве меры поддержки бизнеса на фоне санкций. Пониженная ставка действует в этом и следующем годах и корректироваться не будет, а с 2024 года ведомство считает справедливым вернуть индексацию к уровню 15% в год с учётом льготного периода.

«Деньги за пользование водой идут исключительно на экологические и противопаводковые мероприятия. С каждым годом нагрузка увеличивается, так как из-за глобального изменения климата растут число и сила наводнений и паводков. И мы, безусловно, должны защищать от них население и объекты экономики», – подчеркнули в министерстве.

Корректировка ставки платы увеличит доходы федерального бюджета в 2024 году на 6,5 млрд рублей, а в 2025-м – на 7,5 млрд. И все эти деньги пойдут на строительство инженерной защиты в городах и сёлах России, добавили в Минприроды. Для этих мероприятий действительно необходимы средства и сейчас их недостаточно, согласен главный научный сотрудник Института водных проблем РАН Михаил Болгов.

В антимонопольной службе разделяют позицию бизнеса насчёт риска подорожания электричества. Как сказано в письме замглавы ФАС Виталия Королёва в Минэнерго от 13 сентября (есть у «Известий»), «в случае принятия проекта постановления рост тарифа на электрическую энергию на 2024 и 2025 годы составит ориентировочно 150%». Дело в том, что в структуре тарифа траты за использование водных ресурсов имеют преобладающую долю, рассказали в «Сообществе потребителей энергии». Там пояснили: учитывая, что для россиян рост цен на ЖКУ сдерживает ФАС, подорожание будут перекладывать на промышленность. Там оценили эту дополнительную нагрузку на бизнес в 4,5–5,5 млрд рублей за 2023–2026 годы.

В отдельных регионах рост цены электроэнергии для потребителей может составить до 5%, говорит глава ассоциации «Гидроэнергетика России» (объединяет 96% ГЭС страны) Олег Лушников. Кроме того, предложение Минприроды может привести к сокращению инвестиций в обновление оборудования ГЭС, что в конечном итоге может негативно сказаться на надёжности, отметили в НП «Совет рынка». Предложенная мера также может быть чревата снижением инвестиционной привлекательности отрасли гидроэнергетики в целом, замедлением или приостановкой нового строительства, снижением заказов на новое оборудование и материалы и, как следствие, общим сокращением налоговых поступлений в бюджеты, добавил г-н Лушников.

В Минпромторге тоже не поддержали проект Минприроды, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. «В первую очередь увеличение коэффицентов платы за пользование водными объектами наиболее негативно скажется на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности, для которых это один из самых весомых компонентов в себестоимости работ и выпускаемой продукции», говорит он.

С инициативой увеличить ставки платы на пользование водными ресурсами в Минприроды уже выступали ранее – но не в 1,5, а в 2,5 раза с 2022 года. В октябре 2021 года министерство разослало компаниям расчёт предполагаемых изменений. Тогда мера не получила поддержки в ведомствах и вызвала критику бизнеса. Сейчас в отрасли тоже выступают против.

Повышение ставки платы за пользование водными объектами приведёт к значительной финансовой нагрузке на предприятия, предупредили в «Совете производителей энергии». Подобные решения стоит принимать с учетом позиции крупнейших водопользователей, отметили в компании En+.

«На наш взгляд, при повышении ставок дополнительная нагрузка будет формироваться на незначительной части субъектов экономической деятельности, что крайне неэффективно – невосполнимые потери экономики окажутся значительно больше, чем при получении этой же суммы дохода со всех субъектов экономической деятельности, – считают в En+.

В «Русгидро» тоже не поддерживают проект. Повышение ставок платы приведет к росту тарифов и иным экономическим последствиям как для населения, так и для промышленных предприятий, говорят в компании.

В Минприроды сообщили: все риски, связанные с дополнительной нагрузкой на бизнес, рассматривали на совещании в правительстве с участием крупнейших водопользователей. На встрече отметили, что наиболее существенное влияние на экономические показатели компаний сегодня оказывает рост затрат на непрофильные мероприятия, а не ставки платы за пользование водой, подчеркнули в министерстве.

В Минэнерго согласились с позицией Минприроды насчёт необходимости экологических мер и их финансирования. Но призвали детально изучить вопрос, поскольку принятие постановления может не только увеличить финансовую нагрузку на потребителей электроэнергии, но и неблагоприятно сказаться на ходе модернизации и строительства электростанций.

Известия