«Русал» и «Юнипро» обсуждают мировую после встречи у вице-премьера Дмитрия Козака

Структуры «Русала» готовы пойти на заключение мирового соглашения с генкомпанией «Юнипро» и регуляторами энергорынка в споре, связанном с платежами по аварийному энергоблоку на Берёзовской ГРЭС. Энергетики считают, что удовлетворение исков «Русала» создавало опасный прецедент и создало угрозу работе рынка. Конфликт достиг уровня вице-премьера Дмитрия Козака, который в начале июля поручил урегулировать спор «без судов». По данным «Коммерсанта», предварительно стороны договорились о том, что «Юнипро» компенсирует «Русалу» часть трат, а металлурги откажутся от притязаний на разрыв обязательных инвестконтрактов.

«Русал» пойдёт на уступки в судебном споре с «Юнипро» (подконтрольна немецкой Uniper), «Системным оператором» (СО), «Советом рынка» и его структурой АТС. Братский алюминиевый завод (БрАЗ) «Русала» проиграл суд первой инстанции, подал апелляция, но 25 июля предложил урегулировать спор мирным путём, хотя ранее просил суд расторгнуть обязательный инвестконтракт со сгоревшим в 2016 году третьим энергоблоком Берёзовской ГРЭС «Юнипро», а также взыскать с компании 174,3 млн рублей. После этого Девятый арбитражный апелляционный суд Москвы отложил рассмотрение иска к «Юнипро» до 2 октября.

Суды рассматривают ещё три аналогичных судебных иска – от «Русал Энерго» (первая инстанция, заседание 30 июля), Новокузнецкого (проигран «Юнипро», апелляция 28 августа) и Саяногорского (прогиран «Юнипро», апелляция 13 августа) алюминиевых заводов. Общая сумма требований по всем четырём искам – 385,9 млн руб.

Новый энергоблок на Берёзовской ГРЭС (800 МВт) сгорел в феврале 2016 года. Он был построен по договору предоставления мощности (ДПМ), который заключается с крупными потребителями для гарантий возврата инвестиций в строительство новых энергоблоков. Эта конструкция обязательна для всех участников энергорынка и считается неразрывной. После вывода в ремонт и до внеплановой аттестации блок получал плату за мощность, пусть и усечённую (7%), потом перестал. За девять месяцев простоя потребители переплатили 950 млн рублей. После претензий потребителей в июне 2017 года ФАС возбудила дело против «Юнипро», заподозрив компанию и СО в сговоре с целью затягивания аттестации и тестирования энергоблока, что и привело к переплатам. Это разбирательство с ФАС также завершилось подписанием мирового соглашения. Ситуация не устроила «Русал», который самостоятельно пошёл в суд с намерением оспорить переплаты.

Как говорят собеседники, знакомые с позициями сторон, «Русал» и «Юнипро», вероятно, будут договариваться о мирном урегулировании и по другим судебным искам.

«Договориться без судов» поручил вице-премьер Дмитрий Козак на встрече с участниками спора 10 июля. Параметры мирового соглашения ещё не определены, но общая схема, по словам собеседников, будет следующей: «Юнипро» частично или в полном объёме всё же выплатит компенсацию структурам «Русала»; металлурги, в свою очередь, откажутся от претензий на разрыв ДПМ. Риски разрыва обязательного инвестконтракта, по мнению генкомпаний и регуляторов, создают опасный прецедент, после которого любой потребитель сможет лишить права на оплату мощности и другие энергоблоки, находящиеся в ремонте.

В «Русале», «Юнипро» и «Совете рынка» дополнительных комментариев не дали, в СО сообщили, что допускают заключение мирового соглашения по иску БрАЗа.

Партнёр юридической компании НАФКО Павел Иккерт замечает, что, даже если другие потребители попробуют теперь подать свои иски к «Юнипро», прецедент «Русала» отнюдь не гарантирует им удовлетворения претензий, а «может лишь быть принят во внимание». При этом в перспективе риски разрыва договоров ДПМ будут зависеть от содержания и условий мирового соглашения «Русала» и «Юнипро», «но в отсутствие законодательных изменений и неоднозначности судебной практики в целом такие риски можно назвать невысокими», полагает г-н Иккерт.

Коммерсант