Минэнерго внесло в кабмин проект о спецнадбавке на ОРЭМ для Новочеркасской ГРЭС
Минэнерго предлагает дотировать убыточную угольную Новочеркасскую ГРЭС «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) за счёт оптового энергорынка. Если проект постановления одобрит вице-премьер Дмитрий Козак, ГРЭС может получить нерыночную надбавку, повышающую тариф для угольной генерации в европейской части РФ и на Урале. Крупные потребители уже выступили против, считая, что запланированной дополнительной индексации цены на мощность будет достаточно для выхода ГРЭС на безубыточность.
Минэнерго внесло в правительство проект постановления о спецтарифах для угольной генерации первой ценовой зоны (европейская часть РФ и Урал), сообщили в министерстве. Документ внесён решением правкомиссии по электроэнергетике. В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака сказали, что подробно не изучали проект, дата совещания не назначена.
Участники рынка и регуляторы больше года спорят о введении этой надбавки. Исходно речь шла о поддержке всех угольных станций первой ценовой зоны, но эта мера была признана нерыночной, и дискуссия свелась к преференциям только для убыточной Новочеркасской ГРЭС (НчГРЭС) ГЭХ в Ростовской области.
Суть предложения, по данным «Коммерсанта», в том, что цена на мощность для НчГРЭС будет устанавливаться исходя из экономически обоснованных затрат. Сейчас станция работает в вынужденном режиме (вводится для дорогой, но нужной для энергосистемы или теплоснабжения генерации) и до конца 2020 года получает повышенный внерыночный тариф, но он ежегодно уменьшается, что должно стимулировать собственника к выводу станции. С 2022 года НчГРЭС снова подала заявку на вынужденный статус, но он пока не одобрен. Мера будет носить временный характер – с 2022 по 2026 годы, основание – поддержание рационального топливно-энергетического баланса (в последние годы доля угольной генерации в европейской части РФ снижалась).
Тариф для ГРЭС пока не определён, говорят собеседники издания, добавляя, что, вероятно, он будет чуть ниже уровня второй ценовой зоны (Сибирь, 196 тыс. рублей за 1 МВт в месяц в 2019 году), где ТЭС на угольном топливе прибыльны. ГЭХ просил о тарифе в 189 тыс. рублей за 1 МВт в месяц в ценах 2017 года с ежегодным ростом по инфляции. При этом, как говорят источники, этот тариф учитывает выручку от нового энергоблока на 330 МВт (построен в рамках договора о поставке мощности (ДПМ) и получает повышенные платежи), которая, вероятно, полностью будет уходить на поддержание старой мощности ГРЭС (1,928 ГВт).
Тариф, предложенный ГЭХ, по оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитал», потребует надбавки в 1,1 млрд рублейна оптовом энергорынке. Но даже при таком его уровне, считает аналитик, НчГРЭС продолжит генерировать убытки в размере 3 млрд рублей в год. Для безубыточной работы ГРЭС нужен тариф в 432 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, что потребует надбавки в 4,3 млрд рублей в год.
В «Сообществе потребителей энергии» выступают против введения нерыночной надбавки для НчГРЭС, предлагая ограничиться лишь дополнительной индексацией цены на мощность, предусмотренной предстоящей программой модернизации старых ТЭС. Об этом директор ассоциации Василий Киселёв написал 7 февраля вице-премьеру Дмитрию Козаку. Минэнерго, в частности, предлагало поднять потолок цены на мощность на энергорынке сразу на 15% в 2022 году, ещё на 5% в 2024 году. Этого роста тарифа сверх уровня инфляции будет достаточно для безубыточной работы станции, полагают в ассоциации. Также потребители указывают на то, что проект не прошёл через общественное обсуждение и оценку регулирующего воздействия.
В ФАС, Минэкономики и ГЭХ на запросы не ответили. В «Совете рынка» говорят, что не являются сторонниками введения каких-либо особых условий в отношении отдельных субъектов рынка, если это не продиктовано «жёсткой необходимостью», как в случае с Новочеркасской ГРЭС. Данная станция, считают в ассоциации, очень важна для энергосистемы юга, поэтому особые тарифы могут быть оправданны.