ВШЭ: «Доля Китая в импорте в РФ ПГУ-компонентов менее 7%, её рост маловероятен»

Энергетическое машиностроение России, как и многие отрасли экономики, столкнулось с «критическим сбоем» импортных поставок после начала спецоперации на Украине 24 февраля и введения западных санкций. Об этом говорится в отчёте Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) Высшей школы экономики, поступившем в РБК.

Снятие санкционных ограничений в ближайшие годы является маловероятным, поэтому России наряду с запуском программ импортозамещения предстоит на первых порах найти возможности по замене импортных поставщиков, отмечают авторы отчёта. По их мнению, в первую очередь могут быть интересны компетенции Китая в производстве компонентов для газовых турбин, хотя эта категория поставщиков будет действовать осторожно с учётом риска вторичных санкций.

По состоянию на 2019–2020 годы в критических сферах зависимости России от импорта – это газовые турбины и компоненты — более 75% поставок шло из стран, наложивших санкции на Россию. Так, в 2020 году на Чехию и Канаду приходилось 33 и 30% соответственно от общего объёма импорта газовых турбин малой мощности (менее 5 МВт), на США и Францию – 22 и 8%, ещё 4% – на Украину. США также обеспечили 41% импортных поставок турбин мощностью более 5 МВт, Великобритания – 25%, Швеция – 20%, Япония – 5%. Импорт турбин средней и большой мощности в 2020 году составил $93 млн, гидротурбин и газовых турбин малой мощности – по $70 млн. Но больше всего пришлось на импорт компонентов для газовых турбин (включая лопатки для них) – $255 млн.

«У российских производителей имеются все необходимые компетенции (для производства газовых турбин – ред.). Продукция азиатских стран будет рассматриваться в крайнем случае», – настаивают в пресс-службе Минпромторга.

Самая острая ситуация – в производстве газовых турбин, одной из наиболее высокотехнологичных подотраслей энергетического машиностроения, указано в исследовании ЦКЕМИ. Эксперты центра ссылаются на данные Минпромторга о доле импорта в этом сегменте в 2014 году – 80-100% – и утверждают, что с тех пор «ситуация серьёзно не изменилась». В самом министерстве эти данные не прокомментировали.

Главная проблема – отсутствие налаженного производства российских турбин большой мощности и лопаток для газовых турбин, где доля импорта в потреблении составляет 100%, отмечает основной автор исследования, научный сотрудник ЦКЕМИ, заместитель заведующего сектора международно-экономических исследований Александр Зайцев. При этом по турбинам малой и средней мощности производственная база сформирована. Однако на ТЭС газового типа приходится относительно небольшая доля генерации энергии в России (15%) и потенциально они могут быть замещены на паровые установки или газовые установки средней мощности, отмечают авторы отчёта.

Сейчас в России реализуется несколько проектов по созданию производств газовых турбин большой и средней мощности, напоминают в Минпромторге. Так, ОДК «Ростеха» разворачивает производство газовых турбин ГТД-110М, «Силовые машины» Алексея Мордашова реализуют проекты промышленного производства газовых турбин ГТЭ-65 и ГТЭ-170. Подразделения ОДК также реализуют проекты создания промышленных газотурбинных агрегатов ГТУ-12ПД и ГТУ-16ПД мощностью 12 и 16 МВт. Уже сейчас заинтересованные организации начинают переходить на контрактацию с российскими разработчиками, что объективно способствует развитию и ускорению выпуска серийных образцов, отмечают в министерстве.

«ОДК-Сатурн» и «Силовые машины» планируют закрыть потребности в новых турбинах до 2030 года, говорится в исследовании ЦКЕМИ. Однако остаётся необходимость обслуживания действующих в России импортных турбин и поиска замены для поставок из ЕС и США по крайней мере на ближайшие несколько лет, предупреждают его авторы.

Замминистра энергетики Евгений Грабчак весной 2022 года говорил, что российская энергетика имеет достаточно ресурсов для обеспечения и поддержания энергоснабжения промышленности в течение двух лет. «Два года есть. Два года энергетика на тех ресурсах, которые есть сейчас, выдержит без снижения качества и надёжности энергоснабжения», – уверял он.

Одна из крупнейших теплогенерирующих компаний «Т Плюс» уже столкнулась с проблемой сервиса для иностранного оборудования, в том числе газовых турбин, из-за ухода многих иностранных компаний из России, а также по причине нехватки запчастей, заявил в июне 2022 года её глава Андрей Вагнер: «Некоторые компании берутся за изготовление при временном лаге в полтора-два года. Это вселяет оптимизм. С другой стороны, мы подстраиваемся теперь к этому временному интервалу. Понимаем, что год вытерпим без сервисов».

Доля Китая и других стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям, в поставках газовых турбин и компонентов составляет менее 7%. Увеличение китайского импорта разных видов газовых турбин маловероятно – в стране не создана серьёзная производственная база для этого, указано в исследовании ЦКЕМИ. Согласно отчёту, Пекин потенциально мог бы поставлять России компоненты для газовых турбин. В 2019 году Китай занимал девятое место среди мировых экспортеров этой продукции. Импорт компонентов к газовым турбинам составляет $557 млн в год при экспорте на $435 млн.

Антироссийские ограничительные меры усложняют взаимодействие с китайским бизнесом, главная угроза – риск попадания под вторичные санкции, предупреждают авторы исследования. Но Китай уже имеет опыт и механизмы для выстраивания экономических связей со странами, находящимися под международными санкциями, – Ираном и КНДР. Несмотря на действующие ограничения, крупнейшие китайские госкомпании реализуют в этих двух странах проекты, включающие в том числе поставку оборудования в сфере энергетического машиностроения.

Иран также может помочь России с заменой западных газовых турбин. «В сфере газовых турбин Иран достиг современных технологий, что привело к подписанию контрактов с российскими электростанциями по ремонту», – заявил министр торговли, промышленности и шахт Ирана Реза Фатеми Амин в конце мая во время заседания совместной российско-иранской комиссии по экономическому и торговому сотрудничеству. По его словам, Тегеран готов проводить с Москвой бартерные сделки по обмену продукции металлургии на автозапчасти и газовые турбины.

Переговоры с Ираном уже подтвердили некоторые российские генерирующие компании. «Мы, как и все, в переговорах по азиатским странам и с Ираном, который уже наработал хорошие компетенции в части оборудования», – говорил глава «Т Плюс» 20 июня.

РБК