Минпромторг выступил против заключения СПИК по газовым турбинам
Производство больших газовых турбин может не войти в перечень технологий для заключения специальных инвестиционных контрактов в новой редакции (СПИК 2.0). Об этом сообщил 11 декабря заместитель главы Минпромторга Василий Осьмаков на конференции «Ведомостей» «Будущее возобновляемой энергетики в России».
В июле заявку на заключение инвестконтракта на локализацию газовой турбины большой мощности подавала «Сименс технологии газовых турбин» (СТГТ; 65% принадлежит Siemens, 35% – «Силовым машинам» Алексея Мордашова). Он должен позволить газовым турбинам СТГТ получить статус «сделано в России», а предприятию – статус российского производителя. За это компания обязуется к середине 2023 года довести локализацию турбины SGT5-2000E до 90%, включая компоненты «горячего тракта» (лопатки, газораспределитель и камеры сгорания). Требования по локализации предъявляются к оборудованию, применяемому по программе модернизации ТЭС, принятой в этом году.
Однако в августе в закон «О промышленной политике» были приняты поправки, изменившие механизм СПИК. Его основная задача сместилась с привлечения инвестиций на разработку и внедрение передовых технологий, перечень которых будет утверждаться правительством. Минпромторг вернул заявку СТГТ для формирования перечня.
«С учётом того, что несколько игроков говорят о возможности локализации здесь без каких-то дополнительных мер, я сильно сомневаюсь, что мы будем СПИК объявлять на эту технологию, – сказал г-н Осьмаков. – По турбинам там уже достаточно большой путь пройден. Не очень понятно, зачем им нужно (заключать СПИК – ред.)».
Василий Осьмаков также пояснил, что турбины должны соответствовать постановлению 719, описывающему признаки российской продукции, передал Reuters. Сейчас, по его словам, по критериям проходит только одна машина – ГТД-110М, разработкой которой занимается ОДК совместно с «Роснано» и «Интер РАО». Помимо технических критериев РФ недавно ограничила также участие иностранных компаний в капитале производителей таких турбин в 50%.
Но игроков станет больше, сказал замминистра. «В перспективе это может быть несколько игроков... в принципе это будет конкурсная история», – сказал Василий Осьмаков.
Против заключения специального контракта с СТГТ выступали «Силовые машины». Компания просила Минпромторг не одобрять заявку, сообщал «Коммерсант». Алексей Мордашов в письме объяснял, что заключение этого контракта с зарубежными компаниями сведёт к нулю все усилия «Силовых машин» по созданию в России отечественной технологии производства газовой турбины большой мощности. В частности, компания рассчитывает создать первую российскую газовую турбину на 170 МВт до конца 2023 года. Для этого она подала заявку в Минпромторг на получение субсидии до 7 млрд рублей на НИОКР. Заявка одобрена, сообщил 11 декабря Василий Осьмаков.
О намерении локализовать в России большую газовую турбину говорили «Русские газовые турбины» – совместный проект «Интер РАО», General Electric и Объединенной двигателестроительной корпорации. «РЭП холдинг» в июне подписал соглашение с итальянской Ansaldo Energia о создании совместного предприятия по производству, ремонту и сервису больших газовых и паровых турбин.
Заключение специального контракта – не единственный путь к участию в российском рынке газовых турбин, считает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Скляр. В программе модернизации ТЭС существенного спроса на турбины не предвидится минимум до 2026 года, пока не определены сроки конкурсного отбора мощности для строительства новой генерации, и у всех игроков остаются возможности и время для локализации, говорит г-н Скляр: «Изначально требование по локализации давало честный месседж: правительство хочет локализовать производство турбины внутри страны. СПИК выглядел как возможность отсрочить выполнение этого требования, на которое правительство не согласилось, учитывая их изначальную цель».
Представитель Siemens в России отказался от комментариев.