Минпромторг рассчитывает на разработку в РФ ПГУ 65-170 МВт уже в 2019-2022 годах

Минпромторг подготовил максимально жёсткую «дорожную карту» по разработке российской линейки мощных газовых турбин в 2020-х годах. На совещаниях министерство настаивало на приоритетной загрузке машиностроителей РФ и отсечении иностранцев от планируемой программы модернизации ТЭС на 1,35 трлн рублей. Кроме того, чиновники хотят освободить от рыночных штрафов генераторов, установивших пилотное российское оборудование, даже при его поломке. Но потребители считают, что для этих рисков существует страховой рынок, а аналитики замечают, что освобождение от штрафов превращает плату за мощность в административный сбор на разработку турбин.

«Коммерсант» ознакомился с драфтом «дорожной карты» Минпромторга по разработке газовых турбин большой мощности в РФ. Проект уже внесён в правительство, но разногласия ведомств пока не урегулированы. Суть документа в поэтапном выпуске на рынок линейки мощных турбин: в четвертом квартале 2019 года – на 110 МВт (разработка конструкторской документации, подготовка производства, изготовление опытного образца, монтаж и испытания), в конце 2021 и 2022 годов – на 170 и 65 МВт. Разработать технологии инфраструктуры для обслуживания и сервиса планируется к четвёртому кварталу 2019 года. На серийное производство турбин планируется выйти к четвёртому кварталу 2027 года. «Дорожная карта» включает пункт о предоставлении субсидий из бюджета на компенсацию части затрат на производство.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Козака подтвердили, что было совещание по «дорожной карте» и есть поручение по её доработке. Согласно протоколу совещания у заместителя главы Минпромторга Василия Осьмакова от 13 июня, у Объединённой двигателестроительной корпорации «Ростеха», «Силовых машин» и Минэнерго не было замечаний к документу.

В РФ нет производств газовых турбин большой мощности кроме СП Siemens и «Силовых машин» по немецкой технологии. Зависимость от импорта вызвала крупный скандал, когда входящий в «Ростех» «Технопромэкспорт» в 2017 году перенаправил в подсанкционный Крым турбины Siemens. На Ивановских ПГУ «Интер РАО» стоят турбины ОДК ГТД-110, разрабатывавшиеся ещё в 2000-х годах, но к их работе есть претензии, и за первый квартал их коэффициент использования установленной мощности не превышал 5%. Машиностроители безуспешно пытаются усовершенствовать технологию: образец ГТД-110М (разрабатывался консорциумом «Роснано», ОДК и «Интер РАО») разрушился на испытаниях в декабре 2017 года.

Как говорят источники, знакомые с ситуацией, на совещаниях в Минпромторге и у Дмитрия Козака министерство настаивало на том, чтобы создать рынок сбыта по программе модернизации ТЭС только для российских заводов, по сути, отстранив от процесса иностранные компании.

Программа объёмом до 1,35 трлн рублей до 2030 года проходит согласование в правительстве, и в её рамках машиностроителям предъявляют требование о локализации выпуска оборудования на уровне 90%. В начале июля глава Siemens в России Дитрих Мёллер говорил, что компания готова увеличить глубину локализации турбин с 60% до 90%. Глава и владелец «Силовых машин» Алексей Мордашов просил правительство о гарантии заводам РФ по обязывающим контрактам с генераторами на газовые турбины. Потенциальный спрос компания оценивала в 48 турбин мощностью 65 и 170 МВт.

Российские аналоги, считает Минпромторг, будут стоить дешевле, удельные капзатраты составят 10 млн рублей. за 1 МВт. По оценке Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», стоимость турбин Siemens и GE составляет около 25–30 млн рублей за 1 МВт.

Ещё одно ключевое предложение Минпромторга – освободить пилотные проекты с российским оборудованием от штрафов в случае нарушений сроков вводов или при поломках, утверждают собеседники. В этом случае потребители будут оплачивать поставку мощности неработающего оборудования в полном объёме. В «дорожной карте» напрямую говорится только о «специальных условиях» для генкомпаний, использующих инновационное оборудование.

В Минэнерго заявили, что пока не видели «дорожную карту», но считают, что для инновационных «пилотов» можно рассматривать возможность отказа от штрафов, снижая размер оплаты (по сути, частичный штраф). Источник, знакомый с позицией Минэкономики, отмечает, что на совещаниях ведомство говорило о нецелесообразности поддержки производства за счёт потребителей оптового энергорынка и избыточных требований по локализации (выше 60%), выступая за сохранение требований по поддержанию готовности (штрафов) для российских турбин большой мощности.

Замдиректора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко подчеркивает, что для технологических рисков существует страховой рынок. «Перекладывать их на плечи потребителей не только недопустимо, но и вредно, поскольку стимулы к устранению недостатков исчезают», – сказал он. Владимир Скляр добавляет, что плата за мощность (именно за счёт её повышения возвращаются инвестиции в генерации, а штраф – снижение такого платежа) по закону является платой за готовность оборудования к выработке энергии. Поэтому продолжение оплаты потребителем мощности оборудования, не готового к работе, – это нарушение принципов рыночного ценообразования и «превращение платы за мощность в административный сбор с рынка на разработку турбины». По его мнению, в этом случае риски машиностроителей и генераторов будут перекладываться на потребителя, так что идея Минпромторга «выглядит совсем не рыночной». Наталья Порохова из АКРА уточняет, что для генкомпаний новое пилотное оборудование – это риск, есть высокая вероятность поломок и, даже если их освободят от штрафов, простой оборудования тоже принесёт убытки.

Коммерсант