ФАС предписала пересмотреть тарифы для населения в 14 регионах из-за превышения «перекрёстки»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России с начала 2024 года отменила решения региональных органов власти об установлении тарифов на электроэнергию для населения и тарифов на передачу в 14 субъектах Федерации.
В январе были отменены тарифные решения властей Самарской, Омской и Новосибирской областей, а также Калмыкии, следует из реестра приказов на сайте ФАС. 1–5 февраля аналогичные приказы были приняты в отношении Чечни, Чувашии и Марий Эл, Волгоградской, Белгородской, Кировской, Томской, Саратовской, Оренбургской и Иркутской областей.
Во всех случаях основанием для отмены стало превышение согласованных федеральными властями объёмов перекрёстного субсидирования при одновременном отказе от введения дифференциации бытовых тарифов по объёмам потребления. Приказами за подписью главы ФАС Максима Шаскольского 14 регионам предписано утвердить новые тарифы, соответствующие требованиям законодательства, в срок до 1 мая. Действующие нормы предполагают, что регионы могут превышать утверждённый объём «перекрёстки» (доплата бизнеса за снижение тарифов для населения) либо компенсируя разницу за счёт собственного бюджета, либо введя дифференцированные тарифы для населения.
По данным, предоставленным источниками «Перетока», ввести дифференцированные бытовые тарифы согласились 53 из 89 регионов: это республики Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Коми, Крым, Мордовия, Якутия, Северная Осетия, Удмуртия, Хакасия; Алтайский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский и Хабаровский края; Архангельская, Астраханская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Новгородская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области; города федерального значения Севастополь и Санкт-Петербург; Еврейская автономная область, а также ЛНР, ДНР, Запорожская и Херсонская области. Ещё в шести регионах действует социальная норма потребления электроэнергии: это Забайкальский и Красноярский края, Владимирская, Нижегородская, Орловская и Ростовская области.
Минимальные объёмы потребления в рамках первого диапазона дифференцированных тарифов установлены в ЛНР и ДНР (по 70 кВт•ч в месяц), Калининградской области (130 кВт•ч), Крыму, Севастополе, Запорожской и Херсонской областях (по 150 кВт•ч); максимальные – в Башкирии и Хакасии (по 20 тыс. кВт•ч в месяц), Вологодской области (16,76 тыс. кВт•ч), Бурятии (15,3 тыс. кВт•ч) и Карачаево-Черкесии (15,26 тыс. кВт•ч). В целом базовый диапазон свыше 10 тыс. кВт•ч (пропускная способность стандартного подключения на 15 кВт – 10,8–11,16 тыс. кВт•ч в месяц) установлен в 36 регионах. При этом 16 территорий установили бытовые тарифы во втором объёмном диапазоне лишь на 1 копейку дороже, чем в первом; ещё в пяти субъектах разница в цене энергии между первым и вторым диапазонами составляет от 2 до 10 копеек.
В середине января начальник отдела антимонопольного контроля оптового рынка электроэнергии управления регулирования электроэнергетики ФАС России Максим Пальянов сообщал, что новая норма, увязывающая возможность превышения согласованных объёмов перекрёстного субсидирования и дифференциацию тарифов, сподвигла 53 субъекта РФ ввести с 2024 года обновлённую тарифную линейку для населения. «В 10–15 регионах» объём «перекрёстки» был превышен без введения дифференциации, так что ФАС уведомила местные власти о нарушении норм действующего законодательства и пообещала отменить принятые тарифные решения.