В России с 1 декабря будет запущен эксперимент по маркировке светотехники
Эксперимент по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции пройдёт в России с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2025 года, говорится в постановлении правительства, которое было опубликовано 27 ноября.
Как говорится в документе, эксперимент будет проведён в отношении светотехнической продукции и её компонентов. Помимо светотехнической продукции в перечне наименований, подлежащих маркировке, указаны выпрямители, преобразователи, штепсели и розетки, реле на напряжение не более 1000 В, соединители и контактные элементы, пульты, панели, консоли и др., пишут «Ведомости».
Участие в эксперименте будет добровольным, указано в постановлении кабмина. Это позволит протестировать технологии нанесения на товары средств идентификации, отработать порядок взаимодействия участников рынка с системой маркировки и принять решение о целесообразности введения обязательной маркировки светотехнической продукции и её компонентов. Коды маркировки будут предоставляться производителям и другим участникам оборота продукции на безвозмездной основе. Оператором выступит «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ), среди совладельцев которого USM Holdings Алишера Усманова и «Ростех».
Как прокомментировал ПРАЙМ зам гендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов, инициатором эксперимента выступил бизнес, крупнейшие российские производители и ассоциации. «Сейчас у них есть проблема: некоторые компании везут светотехнику из других стран, перепаковывают и выдают за российскую. На этом основании выигрывают тендеры на госпоставки. В итоге господдержка уходит серому бизнесу, а российские производители не получают стимулов для развития. Маркировка уже зарекомендовала себя в других отраслях, данный рынок она тоже позволит эффективно обелить», – заявил он.
По мнению гендиректора компании «Ледел» (производство светильников) Дениса Рябова, маркировка промышленной продукции не только защитит рынок от контрафакта, но и позволит решить еще две задачи: «Во-первых, правительство РФ получает реальную информацию о ситуации на рынке, на основании которой можно оперативно вырабатывать меры по поддержке отечественных производителей. Во-вторых, маркировка позволяет выявлять схемы ухода от налогов, что в конечном счёте увеличивает наполняемость бюджета».
В феврале «Коммерсант» писал, что эксперимент планировалось запустить ещё с июня 2022 года, затем срок сдвинулся на апрель нынешнего года. В прошлом году пилот так и не стартовал из-за разногласий чиновников и компаний вокруг номенклатуры маркируемых компонентов, писала газета. Участники рынка, пояснял тогда один из собеседников в секторе, опасались сложностей из-за того, что часть компонентов, которые планировалось маркировать, используются не только в светотехнике, но и в промышленном оборудовании, системах вентиляции, видеонаблюдения и т. д. В феврале в ЦРПТ заверяли, что маркировка коснётся только светотехники, а инициаторами эксперимента выступили сами профильные предприятия, которые «заинтересованы в борьбе с контрафактной продукцией».