Бизнес просит отказаться от штрафов за превышение квот на выбросы из-за недоступности западного оборудования

Недоступность западного оборудования сейчас может помешать крупнейшим российским промышленным предприятиям достичь установленных квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. На такое оборудование были ориентированы практически все предприятия, проводящие у себя модернизацию. Об этом говорится в письме главы «Российского союза промышленников и предпринимателей» (РСПП) Александра Шохина вице-премьеру Дмитрию Григоренко от 26 декабря, пишут 9 января «Ведомостей». Подлинность письма газете подтвердил источник, близкий к РСПП.

«Следствием этого (недоступности импортного оборудования – ред.) являются не только прямые финансовые потери и необходимость продолжительного перепроектирования, но и в целом возрастание рисков того, что аналоги требующегося оборудования не будут найдены в принципе, а значит, и возможность достижения целей эксперимента по квотированию выбросов к 2026 году окажется под сомнением», – отметил глава РСПП.

Эксперимент, о котором пишет г-н Шохин, проводится в 12 городах России (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Череповец, Челябинск и Чита) в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Он предполагает снижение вредных выбросов предприятиями в этих городах на 20% к концу 2026 года по сравнению с показателями 2017 года. В основном в этих городах находятся крупнейшие в России металлургические предприятия. С 1 сентября 2023 года к этому списку добавятся ещё 29 городов. В рамках программы всем предприятиям в городах выдаются индивидуальные квоты на выбросы ряда загрязняющих веществ.

Минприроды в начале 2022 года предложило ввести оборотные штрафы в размере от 1/20 до 1/10 от общей выручки за предшествующий нарушению год для компаний, которые не снизят выбросы до пределов квот. Законопроект о штрафах рассматривался 26 декабря на правкомиссии по законопроектной деятельности, следует из письма Александра Шохина. Глава РСПП отмечает, что некоторые министерства высказали на этой встрече свои замечания, которые союз также поддерживает. В данной редакции законопроект «не может быть поддержан», а от концепции исчисления экологических штрафов из выручки предприятия «следует отказаться», считает г-н Шохин.

В письме также приводится ещё ряд аргументов РСПП против введения штрафов. В том числе там указаны неучтённая возможность выполнения предприятиями компенсационных мер в случае недостижения целевых показателей и слишком высокий размер штрафа, который в несколько раз может превосходить чистую прибыль компаний. Подобные аргументы союз уже приводил летом этого года. По подсчётам союза, для ряда участников эксперимента, таких как НЛМК, «Норильский никель», «Северсталь», Evraz, UC Rusal, объём потенциальных штрафов может исчисляться десятками миллиардов рублей.

Кроме того, РСПП говорит о том, что вырученные от штрафов деньги государство не сможет направить на улучшение воздуха в участвующих в программе городах, потому что только сами предприятия могут повлиять на эти показатели. В то же время Минприроды требует снижения по «избыточно широкой номенклатуре загрязняющих веществ», по которым в населённых пунктах не фиксируется превышение нормативов качества атмосферного воздуха, считают предприниматели.

Ответственность, предусмотренная законопроектом о штрафах, наступает в 2027 году, напоминает представитель Минприроды. Предприятиям даётся достаточно времени для достижения квот на выбросы, считает он. Если планы компаний содержат компенсационные мероприятия, которые будут выполнены после 31 декабря 2026 года, ответственность наступает только после исполнения этих мероприятий, поясняет представитель ведомства. Тогда размер штрафа будет определяться судом с учётом всех обстоятельств, в том числе компенсационных мероприятий.

Планируется, что Госдума рассмотрит законопроект в 2023 году, говорит представитель Минприроды. До этого времени ведомство собирается изменить правила квотирования выбросов для «уточнения подходов к определению спектра загрязняющих веществ». Соответствующий проект приказа подготовлен и проходит согласование, отметил собеседник. В аппарате правительства подтвердили получение письма РСПП.

Представитель «Норильского никеля» отметил, что 80% оборудования для флагманского экологического проекта компании – Серной программы – уже смонтировано. В сентябре 2023 года «Норникель» планирует перейти к пусконаладке первого этапа программы – улавливанию сернистого газа на Надеждинском металлургическом заводе, добавил он.

Опасения РСПП оправданны, но нужно понимать, что многие предприятия начали программы модернизации ещё до санкций и во многом уже находятся ниже квот, отмечает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития рейтингового агентства АКРА Владимир Горчаков.

Но проблема очистки выбросов касается не только относительно простых операций, которые требуют установки фильтров и более тщательной подготовки сырья, но иногда и замены оборудования на более производительное, напоминает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. В связи с этим жалобы РСПП на отсутствие доступа к зарубежному оборудованию вполне обоснованы, а рассчитывать на то, что всё оборудование уже было закуплено, не приходится, подчёркивает эксперт.

Размер штрафа в размере 5–10% от выручки – «очень грубый инструмент мотивации», так как маржинальность промышленных предприятий может быть довольно низкой на фоне высоких показателей по выручке, говорит г-н Гришунин. На его взгляд, более справедливым было бы введение штрафов за сверхнормативные выбросы вредных веществ.

По мнению Владимира Горчакова, относительно неэффективности расходования средств, вырученных от штрафов, в РСПП отчасти правы, так как эти средства, поступив в бюджет, не будут иметь территориальной и целевой привязки. В связи с этим логичной выглядит мера по наложению предписаний на предприятия–нарушители, считает эксперт.

Источник: Ведомости