Объём электрокаршеринга «РусГидро» и «Соллерс» в ДФО на I этапе составит 70 машин

«Соллерс» и «РусГидро» летом запустят каршеринг электромобилей во Владивостоке. Это не первая попытка создать каршеринг, полностью ориентированный на электромобили, предыдущие провалились. Компании выбрали для проекта бюджетные китайские кроссоверы JAC. Аналитики отмечают, что при стартовом объёме в 15–70 машин проект не сможет обеспечить их достаточную плотность для клиентов и, видимо, ориентирован на обкатку бизнес-модели. Но в целом переход каршеринга на электромобили перспективен, так как они дешевле в обслуживании, передал «Коммерсант» 15 февраля.

Электрокаршеринг «РусГидроВайз» (паритетное СП «Соллерс Груп» и «РусГидро») заработает во Владивостоке в июне, сообщили в «Соллерсе». Эта компания является операционным партнёром и займётся подключением телематики, «РусГидро» развивает сеть зарядных станций для электромобилей на Дальнем Востоке. «Соллерс» уже заключила сделку по финансовому лизингу 15 китайских электромобилей JAC с «ВТБ Лизингом» на сумму 31,5 млн рублей. На рынке уже были более крупные поставки – например, Nissan Leaf для «Яндекс.Драйв», отмечает газета. По планам компании летом автопарк сервиса вырастет до 70 машин. Всего в 2022–2023 годах будет закуплено 140 электромобилей, сообщала «РусГидро» в сентябре 2021 года.

Речь пока идёт только о JAC iEV7, так как это единственный электромобиль массового сегмента, имеющий сертификацию в РФ (одобрение типа транспортного средства) и поддержку от производителя. Согласно «Автостату», цена на iEV7S стартует с 2,8 млн рублей. Машина уже использовалась для аналогичного проекта компании MoreElectric в Крыму, который прекратил работу с сентября 2021 года. Однако «РусГидроВайз» планирует запустить кроссоверы, а на полуострове использовали городской хэтчбек JAC iEV7S.

«РусГидро» за счет электрокаршеринга планирует загрузить свою сеть зарядных станций. «Станции больше загружены, машины быстро заряжаются на собственных станциях», – сказали в компании. Быстрой окупаемости там пока не ожидают, отмечая, что «сейчас существует определённый дефицит электромобилей, поэтому сложно быстро вывести на линию достаточный парк машин». В компании добавляют, что «в ближайший год-два «РусГидро» в части электрозарядок выйдет на операционную безубыточность и начнёт возвращать инвестиции».

15 февраля «Коммерсант» также сообщил, что первый вице-премьер Андрей Белоусов поддержал предложение Минэнерго и Минэкономики субсидировать только быстрые зарядные станции для электромобилей мощностью от 150 кВт. Минпромторг выступал за смягчение требований, предлагая хотя бы в 2022 году давать бюджетные деньги на закупку станций от 90 кВт для повышения доступности подключения к электросетям. Правила программы критикуют и российские производители зарядок, указывая на резкое удорожание проектов и их сомнительную окупаемость. Но на авторынке считают принятые требования верными, поскольку транспорт развивается и требует более мощных установок.

В «Соллерс Груп» не называют тарифы каршеринга на Дальнем Востоке, говоря, что те «в процессе разработки», но «стоимость аренды будет сравнима с ценами на каршеринг в других городах РФ». Пользователям сервиса будет предложен поминутный прокат электромобилей с гибкими тарифами и возможность аренды машин на выходные, сообщали ранее в «РусГидро». Крымский MoreElectric летом 2021 года предлагал забронировать JAC iEV7S за 13 рублей в минуту, 3 тыс. рублей за 12 часов или 4,5 тыс. – за сутки (300 км). «Яндекс.Драйв» в Москве предлагает Nissan Leaf по тарифам на 30, 60 или 90 минут. За 30 минут, судя по приложению сервиса на момент сдачи заметки, автомобиль обошелся бы в 440 рублей, свыше этого – 15,4 руб. за минуту.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что по мере развития инфраструктуры для зарядки в каршеринг массово начнут закупать электромобили, в том числе из-за более дешёвой эксплуатации по сравнению с машинами с ДВС. Однако пока проект «РусГидроВайз» выглядит как желание протестировать бизнес-модель, ведь с таким небольшим парком невозможно обеспечить достаточную для пользователей плотность автомобилей. Рынок Владивостока, вероятно, выбран в том числе из-за невысокой конкуренции, считает аналитик, что как раз и позволит «обкатать» технологию.

Коммерсант